Праздник флейты

МОИ СТАТЬИ:


КОНТАКТЫ:



ДРУЗЬЯ:


Праздник флейты
Заметки о концерте флейтиста, композитора и аранжировщика Глеба Бирюлина «Такая разная флейта», состоявшемся в Союзе художников 11 декабря 2005 г.

А. Фролов
Газета «Санкт-Петербургский музыкальный вестник»

В связи с ремонтом Дома композиторов концерт проходил в Выставочном зале Союза художников. На новом месте часто чувствуешь себя немного неуютно. А тут ещё несмолкающее шарканье шагов — люди-то на выставку пришли!

На выставке были представлены постсоцартовские гротески Андрея Будаева. Возможно, в другой ситуации они бы вызвали интерес. Но сейчас они готовили концерту неуютный, диссонирующий фон.

Но вот с установкой аппаратуры было покончено, вышел с флейтой Глеб Бирюлин, очень просто и тепло поприветствовал публику и начал играть сольную партиту И. С. Баха ля минор. Маленькая беззащитная флейта преодолевала ауру отчуждения — и вот, где-то на второй минуте музыки, исчез появившийся было эффект «музицирования в переходе метро», да и шагов посетителей больше не слышно. Но сопротивление внешней среды еще витало в воздухе, и в музыке Баха, причудливо сочетающей озорство и меланхолию, явно преобладала последняя. И взорвалась трагедией в медленной лирической третьей части. Сделав над собой эксперимент, я под эту музыку окинул взглядом жутких будаевских монстров. И вдруг противоречие ощущений сплелось в странную гармонию: страшный мир, а над ним скорбная песнь флейты. И ещё почувствовалось в этот момент, что зал перестал быть чужим.

Затем в дуэте с пианистом Михаилом Воротным Бирюлин исполнил две сонаты: Вторую Прокофьева и совсем недавно специально для него написанную сонату Дмитрия Стефановича. Казалось, что поменялся не только стиль, но и сам инструмент, хотя флейта была той же самой.

Пожалуй, кульминацией концерта стали исполненные во втором отделении 10 пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского в авторской обработке Г. Бирюлина для флейты (Г. Бирюлин), кларнета (Сергей Дорошев) и фагота (Андрей Симонов). Остроумные обработки, порой далеко отступающие от авторских оригиналов, поразили редкостным сочетанием буйного юмора и тончайшего вкуса. Все забавные «выкрутасы» настолько гармонировали с духом музыки Чайковского, что просто даже захотелось, чтобы Петр Ильич каким-нибудь чудом оказался в зале и повеселился вместе с нами.

Ещё одним сюрпризом стало выступление ансамбля «SQUAШ» (Г. Бирюлин — флейта, Павел Гучев — альт, Алексей Цес — валторна). Ансамбль только что родился, это его первое выступление. Его можно назвать «квартетом»; четвертый участник — фонограмма, сделанная на компьютере. Автор музыки и аранжировок — Г. Бирюлин. Среди его пьес была и дружеская фантазия на тему Стефановича — своего рода ответ на посвящение. Жанр и стиль представленной музыки определить трудно. Не по стилю, нет, но по сочетанию «антиакадемичной» раскрепощённости с высокой академической культурой напрашивается вольное сравнение с «развлекательной» музыкой Гайдна и Моцарта. Хочется, чтобы этот ансамбль выступал почаще и на него обратили внимание кинорежиссеры. По-моему, для кино это просто находка.

  000760