«Петербургская осень» — взгляд «из зала» и «изнутри»

МОИ СТАТЬИ:


КОНТАКТЫ:



ДРУЗЬЯ:


«Петербургская осень» — взгляд «из зала» и «изнутри»
(эхо прошедшего фестиваля)

А. Фролов
Журнал «Эхо музыки»,
№ 5(39), ноябрь 2005

Вот и прошёл ещё один, Четвёртый, фестиваль «Петербургсксая осень», международный фестиваль русского искусства, который проводит ассоциация «Русская традиция», возглавляемая Михаилом Журавлёвым. Будучи как посетителем большинства концертов, так и участником фестиваля, и одним из помощников в его проведении, я попробую взглянуть на это событие не только извне, но и изнутри.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что в культурной жизни города этот фестиваль занимает пока что довольно скромное место. Он проводится исключительно на пожертвования граждан, как в старину, «по подписке», так что «размахнуться» просто нет средств. Основными (и пока что единственными) подписчиками являются члены Славянского Братства Взаимопомощи — друзья ассоциации «Русская традиция».

Всё же при ограниченных средствах программа фестиваля была разнообразна. Это и четыре камерных концерта, и театрализованное представление электронной музыки, и выступление детского театра из Вологды, и вокально-симфонический концерт, и поэтический вечер, и даже сеанс музыкально-акустической шумовой терапии. Смежные виды искусства были также представлены выставкой картин О. Дубовской и перформансом дизайнера моды А. Королёвой. Своеобразной «конференцией» фестиваля стало совместное заседание ассоциации «Русская традиция» и секции фольклора Союза композиторов, где состоялся показ и обсуждение новых произведений А. Следина и М. Журавлёва.

«Стержнем» фестиваля были концерты камерной музыки.

2 ноября в Доме журналиста прозвучали произведения Д. Шостаковича, Ф. Дружинина, М. Журавлёва и Д. Стефановича для альта и виолончели — как сольные, так и с фортепиано (солисты — альтистка О. Вековищева, виолончелистка Е. Травкина, фортепиано — Т. Воротная, М. Воротной, Е. Журавлёва).

Церковь св. Марии

6 ноября в финской Церкви св. Марии на Б. Конюшенной ул. состоялся вокально-фортепианный вечер памяти П. И. Чайковского Произведения Чайковского исполнили З. Журавлёва (сопрано) и А. Махлаевский (фортепиано)

Там же 7 ноября прозвучали струнные квартеты А. Атанасова (Болгария), В. Анисимова, М. Журавлёва, Д. Стефановича и А. Фролова в исполнении Невского струнного квартета (Т. Разумова, С. Гринфельд, В. Быстрицкий, Д. Хрычёв).

11 ноября «камерный круг» завершился «Лунной» сонатой Л. Бетховена и «Солнечной» — А. Смелкова в блестящем исполнении А. Рубинова. Концерт состоялся в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова.

Как «человека из публики» меня особенно порадовал концерт 6 ноября. Обращение к широко известной, «запетой» и «заигранной» музыке — серьёзное испытание для исполнителя, своеобразный «тест» на мастерство и талант. И певица, и пианист продемонстрировали собственное, интересное прочтение хорошо знакомой музыки, ни на минуту не возникало досадного ощущения «перепева». Артисты «держали» зал, от звучащей музыки тёплой волной исходила сильная и добрая энергия. В заключение, в дань уважения к гостеприимной финской церкви, была исполнена баллада Я. Сибелиуса «Возвратилась девушка с прогулки». При всём различии творческих индивидуальностей двух великих композиторов исполнителям удалось выявить глубинное внутреннее родство психологической лирики Сибелиуса с творчеством Чайковского.

Будучи автором одного из квартетов, прозвучавших на концерте 7 ноября, Ваш покорный слуга с особым трепетом и пристрастием слушал выступление Невского струнного квартета. Оставляя за скобками своё сочинение, скажу, что был потрясён блестящим исполнением всей сложной программы. Квартет Атанасова, написанный в традиционной манере с очень ясной внутренней структурой, тем не менее требует от исполнителей виртуозности и блеска. И они присутствовали в полной мере. Своеобразный рапсодичный одночастный квартет Стефановича представляет трудность иного рода: здесь требуется собрать воедино все зигзаги и извивы причудливой формы. Я знал эту музыку и слегка волновался за автора. Но с первых же тактов я окунулся в эту стихию звуков и на одном дыхании слушал до конца, не ощущая ни малейших симптомов «затянутости» или «рыхлости».

Невский струнный квартет

К сожалению, по болезни не смог приехать А. Атанасов, творческая встреча с которым была запланирована на 9 ноября.

Из концертов другого жанра большое, хотя и неровное впечатление произвёл концерт электронной музыки, открывший фестиваль (1 ноября). Прозвучавшие произведения выгодно отличались от «чисто экспериментальных» опусов глубиной и выразительностью музыки. Общее название концерта — «Иконостас войны» — это название большого лирико-философского цикла А. Следина для певцов, компьютера и видеоряда, посвящённого Великой Отечественной войне, несколько частей которого заняли в программе центральное место. По теме к ним примыкали и «зловещая» компьютерная токката В. Анисимова «Нашествие», и своеобразная праздничная феерия В. Медникова «Алтарь Победы» для флейты и синтезатора. К сожалению, при подготовке недостаточно были учтены возможности зала, и чёрные тени солистов на сцене хаотично наплывали на экран с видеорядом, что нарушало целостное восприятие. Хотелось просто слушать музыку. И было что слушать! Особенно хосется выделить произведения А. Следина, его удивительно свежую и изобретательную музыку.

Истинным праздником стало выступление Музыкально-драматической студии Детского музыкального театра «Страна чудес» (Вологда) 3 ноября. Юные актёры и певцы в возрасте от 7–8 до 13–14 лет собрались в очень дружную, сыгранную труппу.

Юные актёры театра «Страна чудес»

Когда дети играют и поют азартно и весело, увлечённо и увлекательно, уверенно справляясь и с мизансценами, и с интонацией, и с запутанной системой микрофонов, точно попадая в фонограмму сопровождения (и всё это на новой, незнакомой и не очень удобной сцене), то понимаешь, какая подвижническая работа руководителей стоит за этим. После весёлого и красочного спектакля была показана театрализованная композиция из песен И. Егикова, эмоциональный диапазон которых простирался от озорной шутки до задумчивой и печальной лирики. Хочется также отметить прекрасное качество аранжировок, костюмов, декораций. 5 ноября музыкально-драматическая студия «Страна чудес» выступила с той же программой во Дворце культуры г. Гатчины.

Московский композитор Игорь Егиков, музыка которого звучала в обоих отделениях, — друг ассоциации «Русская традиция». Его произведения уже исполнялись в одном из концертов нашего абонементного цикла «Галерея портретов». Жаль, что он не смог приехать на фестиваль.

Что хочется сказать о фестивале «изнутри»?

Возможно, он был более камерным и скромным, чем хотелось бы. Но именно благодаря этому срывов и сбоев, видимо, всегда неизбежных, было немного. Возникала некоторая «чехарда» со сменой адресов концертных площадок, о которой становилось известно в самый последний момент. Случилась «нестыковка» с возможностями сцены на первом концерте. Но не было той «нервной горячки», которой сопровождались некоторые прошлые фестивали. В основном всё шло по плану.

В начале статьи я расплывчато титуловал себя «одним из помощников в проведении фестиваля». Да, никакого так называемого «оргкомитета» у нас не было — ни сейчас, ни раньше. Но именно в этом году я впервые ощутил необходимость в его создании. Значит, мы растём, и принцип «междусобойчика» удовлетворить нас уже не может. И сегодняшний уровень концертов значительно превышает уровень «раскрутки».

Наш сайт, над которым, конечно, теперь работать и работать, кое-какую службу уже сослужил, действуя в качестве «доски объявлений»: все изменения и отклонения от текста буклета немедленно появлялись на сайте. И хотя интернет ещё не стал у нас по-настоящему массовым, некоторым посетителям это помогло. Возможно, мы вскоре поменяем домен, но на старом месте обязательно останется «путеводная» ссылка.

В общем и целом, Четвёртый фестиваль был «устойчивее» предыдущих, «взрослее», что ли. Да и пора уже. Постараемся взрослеть и дальше.

  000748