Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 003026 

ТЕМА СЕДЬМАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ,СВЯЗАННЫЕ СО СЛОВОМ (ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ)

Контрольные вопросы по пройденному материалу

В этой теме вы не только узнали много нового о музыкальных формах, но и попробовали что-то сделать сами. А теперь проверьте, хорошо ли вы запомнили то, чему научились.

  1. Расскажите об исторических «ступеньках» развития русской народной музыки (от обрядовых до протяжных песен).
  2. Какие типы мелодии вы знаете, какие из этих типов преобладают в различных жанрах русской народной музыки?
  3. Какая форма характерна для песни, как строится эта форма? Попробуйте привести примеры этой формы из известных вам песен.
  4. Какие черты отличают романс от песни, как эти особенности соединяются в «пограничных» жанрах, имеющих признаки и песни, и романса?
  5. Что такое лирика, кто такой лирический герой?
  6. Что такое цикл и сюита, в каких случаях употребляется каждое из этих названий?
  7. Чем миниатюры, написанные специально для хора, отличаются от хоровых обработок песен?
  8. Расскажите о хоровом концерте, кантате и оратории.

Произведения для разбора

  1. Ф. Шуберт — К. Шубарт. «Форель».
  2. П. И. Чайковский — А. К. Толстой. «Средь шумного бала».

Подумайте сами

  1. Перед вами отрывок народной песни. Определите её жанр, найдите в мелодии признаки этого жанра.

Пример 94 

  1. В приведённом отрывке из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» определите тип мелодии.

Пример 95 


А теперь перейдём к новой теме.