Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 036429 

ТЕМА ВОСЬМАЯ
ПРОГРАММНАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

2. «Альбом для юношества Р. Шумана

Роберт Шуман

С давних пор композиторы писали лёгкие пьесы для детей. Все мы знаем маленькие прелюдии, инвенции и танцы И. С. Баха, написанные ещё в XVIII веке. В начале XIX века один за другим появились сборники сонатин, вариаций и этюдов итальянского композитора Муцио Клементи, а вслед за ними этюды К. Черни. Эти пьесы развивали фортепианную технику юного пианиста, приобщали его к серьёзным, «взрослым» музыкальным формам и образам. Многие из них отличались немалыми художественными достоинствами, особенно миниатюры И. С. Баха.

Но вот в 1848 году появляется детский сборник нового типа, в котором рядом с привычными названиями — Хорал, Маленький этюд, Маленькая фуга — встречаются и совсем необычные: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы», «Первая утрата», «Отзвуки театра», «Шехеразада». Эти увлекательные программные пьесы сразу полюбились и детям, и их учителям. Сборник назывался «Альбом для юношества», состоял из двух частей, в которых 43 пьесы располагались по нарастанию сложности, а написал его уже довольно известный немецкий композитор Роберт Шуман, которого мы теперь знаем как одного из величайших композиторов-романтиков.

Вот «Охотничья песенка»:

Пример 97 

Frisch und fröhlich [Свежо и весело]   = 116

Бодрая, призывная мелодия движется по звукам трезвучия фанфарными мотивами. Она играется громко, обеими руками в октаву, на пересечении среднего и низкого регистров. Это напоминает звучание валторн, играющих сигналы, но сигналы не военные, здесь нет маршевого ритма. Это подражание охотничьим сигналам. Валторна (по-немецки Waldhorh) переводится как «лесной рог» и происходит от охотничьего сигнального инструмента. Название пьесы Шумана подсказывает нам, куда направить фантазию. А дорисовать картину поможет сама музыка и наше собственное воображение.

Средний раздел можно представить как перекличку охотничьих сигналов на расстоянии (подумайте сами, какой музыкальный приём это подсказывает).

Пример 98 

Любопытно, что форма этой пьесы безрепризная. Охота продолжается, события всё время меняются, и эта непрерывность и непредсказуемость действия подчёркнута постоянным обновлением музыкального материала.

В пьесе нет сюжета, это музыкальная зарисовка. Но у музыкальных картин есть особенность: они могут изменяться во времени. Музыкальную картину можно сравнить не только с живописью, но и с постоянно движущимися кинокадрами.

WWW

 послушать «Охотничью песенку» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

Миниатюра «Смелый наездник» немного похожа на «Охотничью песенку». Те же подвижные фанфары в размере  . Но они в миноре, и это сразу снимает ощущение «сигнальности». Кроме того, нет тяжёлых четвертей, выделяющих мотивы. Все мотивы «сцеплены» друг с другом и движутся ровными восьмушками, передающими характер безостановочного движения. Более быстрый, чуть суетливый темп (ср. обозначения метронома). Совершенно иная фактура. Отрывистые аккорды аккомпанемента передают характерный ритм скачки. Тяжёлые четверти sforzando в сочетании с короткими лигами в мелодии вносят в общее движение ощущение толчков и неровностей.

Пример 99 

 = 132

Пьеса выдержана в очень стройной простой трёхчастной форме с точной репризой. В среднем разделе мелодия и аккомпанемент «меняются этажами», что сообщает этой картине некоторую «пространственность». Образ этой миниатюры более конкретный и простой, это «портрет» всадника.

WWW

 послушать пьесу «Смелый наездник» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

А вот ещё один «портрет» с непривычно длинным названием: «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Само название говорит о том, что этот крестьянин идёт. Или бежит? Или, может быть, приплясывает? Это мы попробуем выяснить из музыки.

Пример 100 

Frisch und munter [Свежо и бодро]   = 116

Мелодия здесь в левой руке. Чёткая, ритмичная, танцевальная. Но фразировочные лиги длинные, что подразумевает напевность исполнения. Строение (два совершенно одинаковых предложения) напоминает народную песню. Ну да, это песня, которую поёт мужской голос (регистр мелодии). А в правой руке — чуть «приплясывающий» аккомпанемент. Вот мы и увидели весёлого приплясывающего крестьянина, да ещё услышали его незатейливую задорную песенку.

Вся пьеса написана в простой двухчастной форме с включением, причём второй раздел выписан дважды: почему-то Шуман не захотел здесь просто поставить знак репризы.

WWW

 послушать пьесу «Весёлый крестьянин…» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

А вот совсем другая пьеса, с грустным названием «Первая утрата». Может быть, маленький герой этой лирической миниатюры потерял любимую игрушку? А может быть, друга? На это музыка не даст нам точного ответа. Эта пьеса — о горьких переживаниях ребёнка. Мы можем только почувствовать силу этих переживаний, и каждый из нас вспомнит что-нибудь грустное из своей жизни, и у каждого возникнет своя история. Помните о психологической программности? Так вот это она и есть.

Пример 101 

Nicht schnell [Не быстро]   = 96

Мелодия начинается с самого высокого, кульминационного звука с необычным динамическим обозначением fp. Это означает, что самый первый звук нужно заострить, подчеркнуть — и сразу уйти на piano. Вся сила переживания сосредоточена в этом первом возгласе. Мелодия никнет, спускается всё ниже и ниже. А во втором предложении — снова горестный вскрик.

Эта пьеса также написана в простой двухчастной форме с включением, но материал здесь развивается и варьируется до самого конца, музыка всё глубже проникает в переживания маленького лирического героя. В середине появляется щемящая полифоническая имитация первой фразы, а в конце включения вместо последней фразы звучит новая очень выразительная музыка — гармонически острые жалобные аккорды, прерывающиеся горестной паузой.

WWW

 послушать пьесу «Первая утрата» целиком (исполняет Анжела Браунридж)

Кто-то из вас уже играл некоторые из этих пьес. Многое из шумановского «Альбома для юношества» вам ещё предстоит сыграть, когда вы станете старше. Там есть и очень сложные пьесы. Каждая миниатюра из этого сборника пробуждает вашу фантазию, делает вас «соавторами» великого композитора.


итак, что же вы узнали?

  • В чём заключалась новизна «Альбома для юношества» Шумана?
  • Какие виды программности встречаются в «Альбоме для юношества»?
  • Сравните пьесы «Охотничья песенка» и «Смелый наездник», найдите в них сходство и различие.
  • Подумайте, какие черты музыкального портрета весёлого крестьянина можно изобразить и на рисунке, а какие может передать только музыка.
  • Придумайте историю «Первой утраты».