Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 013234 

ТЕМА СЕДЬМАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ,СВЯЗАННЫЕ СО СЛОВОМ (ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ)

8. Ещё один особый тип мелодии

Знакомясь с вокальной музыкой, вы узнали особый тип мелодии — речитатив. В речитативе музыкальная интонация сближается с речевой и подчиняется словам. Но бывают произведения, в которых главная роль отводится музыкальному распеву, а слова отходят на второй план. И мы с вами уже знаем примеры такого пения. Помните протяжные песни с их «бесконечными» мелодиями?

О таких певучих, длинных мелодиях музыканты говорят: мелодия широкого дыхания. Часто для этого употребляют итальянский музыкальный термин — кантилéна (от canto — «пение»). Так же как и речитатив, кантилена — особый тип мелодии. Она во всём противоположна речитативу. В речитативе на каждый слог падает одна нота, как в разговоре. Для кантилены характерны слоговые распевы, в которых одна гласная может распеваться на пять-шесть разных музыкальных звуков. Музыкальные фразы в кантилене могут не совпадать с фразами текста. Помните, как было в протяжных песнях?

Теперь попробуем сказать об этом коротко, но не упуская ничего важного.

  • Кантилена — тип мелодии, противоположный речитативу. В кантилене главное значение приобретает широта мелодической фразы. Часто фразы незаметно переходят одна в другую, создавая впечатление «бесконечной» мелодии. Главная роль в музыкальном образе принадлежит мелодии.

Яркий пример кантилены — романс Ф. Шуберта «Ave Maria»:

Пример 89 

Sehr langsam (нем.) [Очень медленно]

Это романс-молитва. «Ave Maria» — начало католической молитвы Деве Марии. Существует немало произведений разных авторов на слова этой молитвы. Для многих из них характерна кантилена.

Первые две фразы мелодии Шуберта отличаются ладовой устойчивостью. В них утверждается основная тональность — си-бемоль мажор. Подчёркивание светлого мажорного лада создаёт образ радости, которым наполнено всё произведение. Но эта радость не бурная, а тихая и нежная, очень спокойная. Это спокойствие создаётся медленным темпом и широкими мелодическими распевами.

В отличие от чёткой маршевой или танцевальной музыки, где часто повторяются короткие мотивы и фразы или ритмические фигуры, здесь нет точных или ритмически точных повторений. Каждая фраза добавляет в мелодию что-то новое, происходит непрерывное мелодическое развитие. В чёткой, ритмичной музыке мы можем заранее предположить, где должно кончиться музыкальное построение. В кантилене никогда нельзя предсказать, как развернётся форма. Отсюда и впечатление «бесконечной» мелодии.

Кантилена бывает не только вокальная, но и инструментальная. Вам уже знаком Полонез ля минор М. К. Огиньского. Наверно, вы обратили внимание на удивительную широту и напевность его первого раздела. Это инструментальная кантилена.

Посмотрим, как это сделано. Период единого строения состоит из пяти фраз. Вот они:

Пример 90 

Первая фраза содержит относительно завершённую музыкальную мысль: она приходит в тонику на длинную, «тяжёлую» ноту. Давайте пофантазируем, как можно развить эту мысль. Первое, что приходит в голову, — секвенция, а затем изменение мелодии с сохранением ритма этой фразы. Например, так:

Пример 91 

В общем, ничего, хотя немного однообразно. И никакой «бесконечной» мелодии. Хороший диктант по сольфеджио.

Михал Клеофас
Огиньский

Вместо этого Огиньский вводит совершенно новую фразу, более порывистую, неустойчивую. Внезапный скачок на верхнее ля воспринимается как кульминация.

Но в самом начале следующей, третьей фразы мелодия «перепрыгивает» эту кульминацию более широким скачком, подчёркнутым выразительным форшлагом. И сразу начинается постепенное успокоение, медленное заполнение этого скачка плавным движением вниз. Но острый пунктирный ритм сохраняет внутреннее напряжение.

В четвёртой фразе начинается новое «восхождение», стремительное по ритму (шестнадцатые), но постепенное и «извилистое» по интонации. И — новая вершина!

Последняя фраза почти точно повторяет предыдущую (первое повторение в этой мелодии), но октавой выше. Ещё выше! Но в конце она опускается к тонике и завершает период. Если внимательно прислушаться, можно услышать перекличку между первой и последней фразами. Постепенный спуск от вершины фа к конечному ля в пятой фразе напоминает вторую половину первой фразы (тоже спуск от фа к ля).

Если развивать всё время одну фразу, может получиться скучно. Если нанизывать всё новые и новые фразы, то мелодия может превратиться в «лоскутное одеяло». Мы нашли в этой мелодии, состоящей из разных фраз, «тайные» связи, скрепляющие эти фразы в одно целое. Мастерство композитора состоит в том, чтобы, с одной стороны, разнообразить наш слух, не заставлять нас скучать или засыпать, а с другой стороны, не дать нам «заблудиться в трёх фразах» и вывести на верную дорогу с помощью повторений и напоминаний.

Попробуйте и вы сочинить продолжение к первой фразе Полонеза Огиньского, стараясь и не очень повторяться, и не слишком блуждать в потёмках.

И ещё один пример — из очень известного произведения великого русского композитора Рахманинова Вокалз. А заодно познакомимся с новым жанром вокальной музыки.

  • Вокализ означает пение без слов.

Пример 92 
(оригинал в до-диез миноре)

Lentamente. Molto cantabile

Если бегло взглянуть на ноты, то музыка может показаться быстрой и энергичной — из-за множества шестнадцатых и фигур пунктирного ритма. Но темп здесь очень медленный — Lentamente, а это то же самое, что Lento — протяжно. Шестнадцатые образуют плавный мелодический узор, а пунктирные фигуры не имеют ничего общего с маршем.

С. В. Рахманинов

Сыграйте этот отрывок. Только медленно! Это очень русская музыка, навеянная бескрайними российскими просторами и протяжными песнями. Вслушайтесь в красоту и светлую грусть этой «бесконечной» мелодии. Первый мотив из трёх звуков — своеобразное «зерно», которое постепенно «прорастает» в мелодии. Ритм этого мотива всё время повторяется — только уже на других звуках, которые расцвечивают его разными красками. А потом этот ритм как бы растворяется, теряется в бесконечном потоке мелодии. Послушайте, как фразы «цепляются» друг за друга, образуя эту мелодию.

Обратите внимание на то, что каждая фраза кончается неустойчиво, композитор избегает тоники, отодвигает её в самый конец. А когда конец третьей фразы попадает на первую ступень (в нашем примере — звук ре), то в гармонии звучит неустойчивый аккорд и эта ступень тоже кажется неустойчивой. А нет устойчивости, — значит, нет и конца. Поэтому мелодия и кажется такой бесконечной.

Возможно, вы уже не раз слышали эту музыку. Может быть, она запомнилась вам в инструментальном исполнении, без голоса. Существует много аранжировок, то есть переложений этого произведения для различных певучих инструментов, главным образом смычковых: скрипки, виолончели.

 

Вы узнали и услышали основные типы вокальных мелодий. Ваша задача — научиться распознавать эти типы в музыке, которую вы слышите или играете. А для этого потренируйтесь на очень простых и знакомых примерах. Подумайте сами, какой тип мелодии встречается в разных жанрах русских народных песен, а затем впишите заклички, колядки, былины, исторические и лирические песни в соответствующие места этой таблички (только лучше перерисовать её в тетрадку, а не заполнять прямо в книжке).

речитатив

кантилена

заклички
колядки
былины
исторические песни
лирические песни

итак, что же вы узнали?

  • Что такое кантилена, какими свойствами она обладает?
  • Расскажите о мелодии романса Шуберта «Ave Maria».
  • Какими средствами добивается Огиньский «бесконечной» мелодии в Полонезе?
  • Что такое вокализ? Каким образом достигается впечатление «бесконечности» в Вокализе Рахманинова?
  • Напишите продолжение к первой фразе Полонеза Огиньского.