Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 [an error occurred while processing this directive] 

ТЕМА СЕДЬМАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ,СВЯЗАННЫЕ СО СЛОВОМ (ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ)

7. Романс

Ян Стен (XVII в.)
«Австпортрет с лютней»

клавесин

«Романс» — испанское слово, которое в старину обозначало светскую песню на родном (то есть испанском) языке (в отличие от духовной музыки, ис­пол­няв­шей­ся на латинском языке). Ис­пан­ские романсы издавались в сбор­ни­ках, которые назывались «ро­ман­се­ро». Пели романсы под ак­ком­па­не­мент гитары, лютни или клавесина.

[Испанский, французский, итальянский, португальский, румынский языки на­зы­ва­ют­ся романскими.]

Романсы распространились по всей Европе. В XVIII веке романсами стали называть любые песни, написанные композиторами. А песнями обычно называли в то время только народные песни.

Лишь в XIX веке произошло раз­де­ле­ние авторских вокальных миниатюр на песни и романсы. Но и тогда это разделение не было чётким. Не­ко­то­рая путаница в определении песни и романса встречается и в наше вре­мя. Чёткой границы между этими жанрами нет. Но есть особенности, которые иногда позволяют довольно точно различить эти жанры.

Представьте себе фотографию и ки­но­съём­ку. На фотографии схвачено одно мгновение, одно настроение. А ки­но­ка­дры движутся во времени, можно увидеть изменяющиеся подробности, смену настроения. Примерно такая же разница между песней и романсом. В песне выражено общее настроение стихов. В романсе мелодия отражает слова более детально. В романсах ред­ко встречается повторяющаяся куплетная форма. Мелодия обычно всё время обновляется вместе с но­вы­ми словами. Аккомпанемент в ро­ман­се играет более важную роль, чем в песне, — он не просто со­про­вож­да­ет мелодию, а часто дополняет му­зы­каль­ный образ выразительными по­дроб­но­стя­ми. Романс считается более тонким, более сложным жанром, чем песня. Многие романсы могут спеть только профессиональные певцы, то­гда как песни поют все, у кого есть слух.

  • Романс — вокальная миниатюра, в которой используются более разнообразные, чем в песне, средства музыкальной выразительности. В форме романсов редко встречаются точные повторения.

Нередко в одном произведении переплетаются черты песни и романса. Иногда в мелодии сохраняется куплетная форма, но каждый раз меняется аккомпанемент. Иногда после нескольких одинаковых куплетов вдруг появляется совсем новая мелодия, а потом опять возвращается мелодия первых куплетов.

Каким образом достигается в романсах особая, тонкая выразительность? Это мы увидим на примере нескольких произведений разных эпох.

Франц Шуберт. Песня «Форель» (1817)

Свои вокальные миниатюры Шуберт называл немецким словом Lied, что означало тогда и «песня», и «романс». Некоторые «Lieder» Шуберта трудно назвать песнями, но в других, таких, как «Форель», ясно слышно происхождение от австрийской городской народной песни. «Форель» написана на стихи австрийского поэта Кристиана Шубарта.

И в словах, и в музыке первого куплета — безмятежная картина летнего солнечного дня на берегу ручья, в котором резвится форель (оригинал в ре-бемоль мажоре).

Пример 75 

Etwas lebhaft (нем.) [Довольно оживлённо]

Мелодия Шуберта очень проста, близка народной песне. Фанфарным оборотом первой фразы подчёркивается мажорный лад, радостное настроение. Проста и гармония, в ней использованы самые обычные, традиционные аккорды. Вот гармоническая схема этой песни:

Пример 76 

Ф. Шуберт

Обратите внимание на фактуру примера 75. Фортепианные пассажи, в которых «спрятались» эти простые аккорды, подобны лёгким всплескам прозрачных волн ручья. Они обогащают, дополняют музыкально-поэтический образ. И их не так-то просто сыграть. Красочный, живописный и технически сложный аккомпанемент с первых же тактов поднимает это произведение над уровнем бытовой песни.

Второй куплет в точности повторяет первый. А дальше начинается главное событие песни, делающее её «не совсем песней». Беспечная рыбка попалась на крючок рыбака. В красоту и безмятежность летнего дня вторглось что-то чужое, даже враждебное. Меняется характер музыки. Мажор сменяется минором, в гармонии появляются диссонансы. Меняется и фактура: на смену всплескам арпеджио приходит тревожная прерывистая пульсация (на мелкой строчке приводится гармоническая схема, чтобы вы могли сами сыграть мелодию с гармонией).

Пример 77 

Но кроме этих чисто музыкальных средств выразительности здесь происходит ритмический конфликт между ровным ритмом стиха и его пением. Конфликт ритма и фразы есть и у поэта, но Шуберт ещё усиливает его музыкой, делает стих похожим на прозу (ритмические особенности немецкого стиха точно сохранены в русском переводе В. Костомарова).

Ритм стиха:

Но скучно стало плуту
Так долго ждать, — поток
Взмутил он; в ту ж минуту
Уж дрогнул поплавок…
Doch endlich ward dem Diebe
Die Zeit zu lang. Er macht
Das Bachlein tuckisch trube,
Und eh ich es gedacht

Ритм песни:

Но скучно стало плуту
так долго ждать, —
поток взмутил он; в ту ж минуту,
уж дрогнул поплавок…
Doch endlich ward dem Diebe
die Zeit zu lang.
Er macht Das Bachlein tuckisch trube,
und eh ich es gedacht,

Мелодия становится похожей на взволнованную речь, она превращается в речитатив.

  • Речитатив (от итальянского «recitare» — декламировать) — тип мелодии, который приближается к речевой интонации. Речитативы могут быть не только вокальные, но и инструментальные (естественно, без слов).

В конце песни возвращается светлое, жизнерадостное настроение первых куплетов, повторяется и прежняя мелодия. В содержании песни нет подлинного драматизма, это лишь сценка, зарисовка. Но средства, которые находит Шуберт, достойны и серьёзной музыкальной драмы, поэтому зарисовка получилась очень красочная.

М. П. Мусоргский. «Кот Матрос» из цикла «Детская» (1872)

Модест Петрович Мусоргский был замечательным мастером яркого, образного речитатива. Живая, красочная музыкальная речь свойственна персонажам его опер «Женитьба», «Саламбó», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорóчинская ярмарка». Многие его романсы и песни похожи на маленькие оперные сценки. Некоторые из них композитор объединял в циклы.

  • Цикл — произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей. Примерно то же, что и сюита (это название чаще используется в инструментальной музыке). Многочастные вокальные произведения обычно называют вокальными циклами.

М. П. Мусоргский

«Кот Матрос» — одна из миниатюр вокального цикла «Детская». Эти миниатюры не похожи на привычные песни или романсы. Все они написаны от лица ребёнка: иногда это мальчик, иногда — девочка. Слова этого цикла написал сам Мусоргский. Это почти проза, как живая разговорная речь. Всё это — забавные сценки из жизни ребёнка. Тонкая проработка музыкальных деталей позволяет причислить эти миниатюры к жанру романса.

Ай, ай, ай, ай, мама, милая мама! Побежала я за зонтиком, мама, очень ведь жарко, шарила в комоде и в столе искала: нет, как нарочно; я второпях к окну подбежала, может быть, зонтик там позабыла…
Вдруг вижу: на окне-то кот наш Матрос, забравшись на клетку, скребёт. Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.
Зло меня взяло! Э, брат, до птичек ты лаком. Нет, постой, попался, вишь ты, кот!
Как ни в чём не бывало, стою я, смотрю в сторонку, только глазом одним подмечаю: странно что-то! Кот спокойно в глаза мне смотрит, а сам уж лапу в клетку заносит; только что думал схватить снегиря, а я его хлоп!
Мама, какая твёрдая клетка! Пальцам так больно, мама. Мама! Вот в самых кончиках, вот тут, так ноет, ноет так…
Нет! Каков кот-то, мама… А?

И голос, и фортепианное сопровождение здесь одинаково важны. Фортепианная партия рисует внутреннее состояние маленькой героини романса, её движения, жесты. Вступление показывает сильное возбуждение вбегающей девочки. То, что она не входит, а вбегает, мы тоже слышим во вступлении. И без всякой паузы на музыку вступления накладывается взволнованная скороговорка героини.

Пример 78 

Vivo

Вслушайтесь в возбуждённый рассказ девочки о зонтике, попробуйте спеть сами, вы услышите очень похожие интонации живой речи.

Пример 79 

Вот девочка приступает к главной части своего рассказа. На окне она увидела кота. Если до этого её состояние было испуганным, взбудораженным, то теперь она рассказывает артистично, со вкусом. Выразительна не только её речь, но и мимика, и жесты. И об этом нам сообщает партия фортепиано, изображающая то скребущего кота, то испуганного снегиря.

Пример 80 

Рассказывая о происшествии, девочка всё больше воодушевляется.

Пример 81 

Allegro moderato. Quasi recitativo
[Не слишком быстро. Вроде речитатива]

Она захвачена своим рассказом, речь её всё ускоряется, опять превращается в скороговорку. «…А я его хлоп!» И вдруг вспомнила, какая твёрдая, противная клетка. Сразу же меняется тон повествования. Теперь слышится жалоба, плач:

Пример 82 

И снова внезапно переключается на эпизод с котом:

Пример 83 

Вы, наверно, почувствовали, что спеть такой речитатив трудно. Сначала даже может показаться, что в этой музыке нет тональности, лада. Лад здесь, конечно, есть, но он переменный. То есть его основной тон — тоника — всё время меняется. Помните, мы говорили, что речевую интонацию нельзя измерить? А здесь главная задача композитора — именно «измерить» живую речь интервалами, передать её в музыке.

По манере говорить можно много узнать о человеке, о его характере, о его переживаниях. Часто Мусоргский раскрывает внутренний мир своих персонажей, их настроение через манеру их музыкальной речи.

«Лирическое отступление»

«Изобразительный» речитатив не единственный способ рассказать в музыке о переживаниях человека. Много может сказать и напевная мелодия. А когда в эту напевную мелодию проникают и элементы речитатива, она становится ещё выразительнее. И при этом она остаётся мелодией, не превращаясь в подражание речи. Такая напевно-говорящая мелодия характерна для лучших лирических романсов.

У нас уже встречалось понятие лирики. С лирикой связано и понятие лирического героя.

  • Лирический герой — герой лирического произведения, от лица которого оно написано.

Лирический герой пришёл в музыку из литературы. Обычно он именуется «я», но это не значит, что автор непременно говорит о себе. Например, девочка в романсе Мусоргского тоже лирическая героиня («Побежала я за зонтиком, мама…»). А бывает и коллективный лирический герой. Песня «Крылатые качели» — тоже о чувствах, о настроении, а значит, лирическая песня. Но герой там зовётся «мы».

Лирический герой бывает не только в вокальной музыке, музыке со словами. Он может быть даже в симфонии — большом произведении для оркестра. Симфонии Чайковского и Шостаковича часто выражают личные чувства и переживания человека. Этот воображаемый человек, чьи чувства выражены в музыке, и есть лирический герой этой музыки.

А лирическими отступлениями называются места, например, в рассказе или романе, где автор отвлекается от основного сюжета, чтобы поделиться своими переживаниями. Мы с вами тоже немного отвлеклись от темы «Романс», чтобы вернуться к ней уже грамотными людьми, знающими, что такое лирика и лирический герой. Следующий романс — одна из вершин вокальной лирики, и его написал композитор, который во всех жанрах, даже вроде бы и совсем не лирических, оставался великим лириком.

П. И. Чайковский. «Средь шумного бала» (1878)

П. И. Чайковский

Вы уже много раз встречались с музыкой Чайковского для детей. Хотя пьесы из «Детского альбома» гораздо проще других произведений композитора, в некоторых из них (особенно ярко в пьесе «Сладкая грёза») слышно, что автор обладает особым даром «говорящей» лирической мелодии. Этот дар в полной мере проявился в его ста романсах, к одному из которых мы сейчас обратимся.

Романс «Средь шумного бала» написан на стихи Алексея Константиновича Толстого.

Ещё одно «лирическое отступление». Оно необходимо, потому что грамотный музыкант должен прежде всего быть культурным человеком, и не только в вопросах музыки.

В русской литературе было три знаменитых Толстых: известный поэт Алексей Константинович Толстой (1817–1875), великий писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) и просто очень хороший писатель Алексей Николаевич Толстой (1883–1945). Они приходились друг другу дальними родственниками.

«Средь шумного бала» — романс-воспоминание о первой встрече с любимой женщиной. Встреча произошла на балу, и поэтому очень естественно, что романс написан в характере вальса (помните о музыкальном «знаке» вальса — самого лирического из бальных танцев?). Но Чайковский облегчает фактуру сопровождения, вальсовая формула как бы размыта, нигде нет «при­пе­ча­ты­ва­ю­щих» двух аккордов. Вместо  композитор выставляет , чтобы подчеркнуть лёгкость каждой доли. Восьмушки кажутся нам более лёгкими, чем четверти, даже если идут в умеренном темпе. Образ вальса-воспоминания дан уже в фортепианном вступлении:

Пример 84 

Moderato

Такая фактурная «дымка» придаёт вальсу характер воспоминания. Что-то похожее по настроению было и в Первой балладе Шопена (см. учебник для 3-го класса, главу «Вальс как музыкальный образ»). Но у Шопена — другой приём «размывания» вальса.

Мелодия начинается тихо, осторожно, словно лирический герой боится нарушить, отогнать светлое воспоминание. Он как бы нащупывает, ищет нужные слова, каждая фраза стихотворения бережно выделена в мелодии. Кажется, что мелодия постепенно «рождается» из коротких фраз речитатива. Но при этом она оформляется в чёткое посторение, подобное периоду (на самом деле это большое предложение).

Пример 85 

Если начало романса звучит задумчиво и мечтательно, то в среднем разделе музыка приобретает более воодушевлённый, радостный характер. Минор сменяется мажором. На смену «осторожному» речитативу приходит чёткая, «квадратная» ритмика фраз, в которой яснее проступают танцевальные черты вальса. А в паузах между фразами певца звучит мелодический подголосок фортепиано, в котором выплёскиваются наружу невысказанные чувства лирического героя.

Пример 86 

Романс написан в простой трёхчастной форме (АБА). В репризе повторяется мечтательный речитатив, но с другими словами. Партия фортепиано слегка изменилась по сравнению с первым разделом. В ней появляются выразительные подголоски.

Пример 87 

Кульминация романса падает на заключительные строки: «Люблю ли тебя, я не знаю, но кажется мне, что люблю!» Вальсовая пульсация сопровождения здесь впервые останавливается, чтобы выделить слова и подчеркнуть их важность. Мелодия певца замирает на «вопросительной» интонации, на неустойчивом звуке, не доходя до тоники. А «ответом» на этот лирический вопрос звучит отыгрыш фортепиано, в точности повторяющий вступление. Так же как в Тринадцатой мазурке Шопена, вступление и заключение в романсе Чайковского выполняют роль своеобразной рамки.

Пример 88 

В этой главе мы с вами уделили много внимания разбору музыкальных произведений. Мы уже и раньше это делали, а теперь будем заниматься этим всё чаще и чаще. После традиционного списка вопросов вы увидите новый «жанр» заданий: «Учимся говорить о музыке». Внимательно прочитайте предложенные планы рассказа о произведениях и постарайтесь ответить на все пункты, ничего не упустив. Можно использовать эти планы и для маленьких письменных сочинений. Скоро вы и сами будете учиться составлять такие планы для ваших ответов и сочинений.


итак, что же вы узнали?

  • Что такое романс, какое основное различие между песней и романсом?
  • Что такое речитатив, что можно выразить через речитатив?
  • Кто такой лирический герой, может ли быть сразу много лирических героев в одном произведении?

учимся говорить о музыке

  • Расскажите о песне Ф. Шуберта «Форель» по следующему плану:
  • а) Содержание и общее настроение песни.
  • б) Особенности мелодии, гармонии и фактуры в двух первых куплетах.
  • в) Что происходит после второго куплета? Особенности мелодии, гармонии и фактуры в среднем эпизоде.
  • г) Какие черты сближают эту песню с романсом?
  • Расскажите о романсе М. П. Мусоргского «Кот Матрос» по следующему плану:
  • а) Содержание романса.
  • б) Как меняется состояние героини романса и какими средствами это выражено?
  • в) Какова роль фортепианного сопровождения в романсе?
  • г) В чём необычность мелодии и лада?
  • Расскажите о романсе П. И. Чайковского «Средь шумного бала» по следующему плану:
  • а) Содержание романса. В какой форме написан романс? Какой жанровый «знак» использовал композитор и почему? Какова роль вступления?
  • б) Каковы особенности мелодии в крайних разделах? Чем отличается реприза от первого раздела?
  • в) Как изменяется характер музыки в среднем разделе, какими средствами пользуется для этого композитор?