Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 000900 

ТЕМА СЕДЬМАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ,СВЯЗАННЫЕ СО СЛОВОМ (ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ)

2. Календарные обрядовые песни

Календарные обряды связаны с жизненным укладом земледельцев. Его определяли два времени года — лето и зима. Словом «лето» у древних славян обозначалось время, благоприятное для полевых работ: весна, лето и начало осени.

В основе большинства календарных обрядов лежит поклонение солнцу. У многих народов солнце было главным божеством. Ярло — так это божество называлось у славян.

Весенние заклички

Год в древнем славянском календаре начинался весной. Весна — время пробуждения солнца. Первым вестником весны был прилёт грачей в самом начале марта. А следующей весенней приметой было равноденствие (21–22 марта) — время, когда длина дня и ночи одинакова. После этого день становится длиннее ночи.

В марте встречали весну старинным обрядом закликания. Из теста пекли фигурки птиц (в разных местностях их называли по-разному: жаворóнки, тетёрки, журавли, кулики). Эти фигурки разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. А рано утром женщины и девушки поднимались на высокие пригорки или на крыши домов и звали — «закликали», «гукали» — весну.

Песни, которыми закликали весну, назывались закличками, веснянками. Их пели, обращаясь к таинственным, потусторонним силам природы. Чтобы там, «на небе», было слышно, пели громкими, зычными, неестественными голосами. мелодии закличек состоят из коротких попевок, часто почти одинаковых, с остановками в конце каждой фразы. В песнях слышны восклицательные интонации настойчивого зова.

  • Попевка — очень короткий мотив, характерный для народных песен. Из одних и тех же попевок, как из «кирпичиков», могут складываться мелодии разных народных песен.

Пример 60 
ЗАКЛИЧКА Калужской области

Главная роль в закличках принадлежит слову. Значение мелодии — второстепенное, вспомогательное. часто мелодии закличек имеют очень маленький, узкий объём звукоряда. В приведённом примере он составляет всего лишь большую терцию: до-ми. Если послушать записи, сделанные в фольклорных экспедициях, мы услышим, что интонация закличек приближается к речевой, высота звуков мелодии поётся приблизительно, неустойчиво, как бы «фальшиво». В примере, записанном в Псковской области, терция лада колеблется между малой и большой:

Пример 61 

Всё это говорит о старинном происхождении напевов закличек, о том, что они почти не изменились с древнейших времён.

Колядки

После зимнего солнцеворота (21-22 декабря) день начинает прибавляться. С этим временем была связана целая группа старинных обрядов. Когда на Руси было принято христианство (конец Х века) 25 декабря стали отмечать как Рождество Христово. Но обряды оставались те же самые, связанные с почитанием Ярилы-солнца.

Вечером 24 декабря, в сочельник, колядовали: группой обходили соседские дворы с пением поздравительных песен — колдок. Эти поздравления были шутливыми, их пели, приплясывая. Часто колядовщики ходили ряжеными, то есть одетыми в весёлые карнавальные костюмы. Принято было одаривать колядующих угощением с праздничного стола. В колядках часто звучит и просьба об угощении. После выноса даров гости желают здоровья, счастья. Но если хозяева гонят колядовщиков, в ответ поются шуточные проклятия.

Прогоняли редко. Обычно за колядками следовало щедрое угощение, поэтому в некоторых районах колядки называли щедрóвками. А ещё их называли авсéньками (овсеньками), таусéньками.

Откуда произошло название «колядки»? В народе этого уже не помнят. Николай Васильевич Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» приводит украинское народное поверье: «Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого и пошли колядки». Учёные установили, что слово «колядка» происходит от латинского «calenda» — так назывался у древних римлян первый день года (отсюда же и «календарь»). «Авсенька» и «таусенька» — древнеславянского происхождения: «синь», «усинь» или «усень» — старославянское название месяца зимнего солнцеворота.

Как и заклички, колядки тоже очень древние песни. Напевы колядок некоторыми чертами похожи на напевы закличек. Как правило, у них такой же узкообъёмный звукоряд, похоже и строение мелодии: короткие повторяющиеся попевки. Так же, как и в закличках, мелодия в колядках имеет второстепенное значение по сравнению со словами. Встречаются такие же неустойчивые, «неточные» интонации. Иногда колядки не поют, а проговаривают ритмичным говорком.

Главное отличие колядок от закличек — ритм. Если заклички поют стоя, то колядки — приплясывая. Поэтому они отличаются более чётким, плясовым ритмом, в них нет таких «повисающих» остановок в конце каждой фразы, какие мы слышали в закличках.

Пример 62 

Пример 63 
ЩЕДРОВКА с просьбой об угощении

Пример 64 
АВСЕНЬКА с шуточным проклятием


итак, что же вы узнали?

  • С какими явлениями природы связаны обряды закликания весны и колядования?
  • Когда и как проходил обряд закликания весны, как пели заклички? Как ещё называли заклички?
  • Расскажите о музыкальных особенностях закличек.
  • Когда и как проходил обряд колядования, как пели колядки? Как ещё называли колядки? Объясните происхождение названий.
  • Расскажите о музыкальных особенностях колядок. В чём их сходство с закличками и в чём различие?