Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 003044 

ТЕМА ШЕСТАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

8. Учимся сочинять вариации

Проще всего сочинять вариации на soprano ostinato. Здесь нужно просто взять мелодию и придумывать к ней разный аккомпанемент.

Сложнее всего сочинять вариации на basso ostinato. Это полифонические вариации, и чтобы они хорошо получились, нужно уметь обращаться с полифонией.

Увлекательнее всего сочинять фигурационные вариации. И этому можно вас немножко научить. Попробуем поработать с очень простой мелодией. Это русская народная плясовая песня «Ах вы сени мои, сени».

Пример 45 

Быстро, весело

Мелодия состоит из четырёх фраз, две первые и две последние почти одинаковые, но с небольшим врьированием. Обратите внимание на изменение в повторе выделенного мотива.

Ваша задача — изменить мелодию, но так, чтобы она всё же узнавалась. Вот три совета. Учтите, что это лишь советы, а не правила. Сочинять музыку по правилам — очень скучное занятие. Но советы всё же нужны.

Совет первый. Что лучше всего узнаётся и запоминается в любом музыкальном отрывке? Ну конечно, начало. Значит, в начале изменения должны быть лёгкими и прозрачными, чтобы мелодия легко угадывалась, а вот в конце можно пофантазировать и сочинить что-нибудь совсем другое.

Совет второй. Выберите в мелодии основные «интонационные точки», вокруг которых будет «крутиться» ваша вариация. Например, вот эти:

Пример 46 

Не обязательно строго придерживаться этих точек, но всё-таки хорошо бы иметь их в виду. В примерах, которые я сейчас приведу, эти точки соблюдаются, но не совсем строго.

Совет третий. Сохраняя общую форму мелодии (как в строгих вариациях), придумайте какие-нибудь новые ритмические рисунки, можете даже изменить размер, как в последнем примере.

В двух примерах я применил секвенцию. Но секвенциями надо пользоваться осторожно, если их нет в самой теме.

Пример 47 

 Тема   I вар.   II вар.   III вар. 

А сейчас я продемонстрирую, как придумать на эту тему жанровые вариации. Что это такое? Это свободные вариации, в каждой из которых представлен какой-нибудь жанр: марш, вальс и т. д. А поскольку сочинять такие вариации только на мелодию не очень интересно, припишем к теме простенький аккомпанемент.

Пример 48 
Тема

Быстро, весело

Теперь давайте обратимся к жанрам, которые вы уже знаете. Например, к маршу. Вспомнили? Пунктирный ритм, ритмичный аккомпанемент, четырёхдольный размер. Допустим, вот так:

Пример 49 
МАРШ (первая вариация)

Темп марша

Узнали тему?

А теперь попробуем сделать «Сени» бальным танцем. Какой из бальных танцев подходит этой песне по характеру? Что-нибудь вроде польки, верно? Вот и попробуем придумать польку.

Пример 50 
ПОЛЬКА (вторая вариация)

Оживлённо

Если нашу тему увеличить, то есть записать четвертями и половинками в размере  , то у неё будет затакт в две четверти. Вспоминайте: где вы встречали такой затакт? Правильно, в гавоте. Можно попробовать. Но здесь лучше сделать так, чтобы тема не очень узнавалась. Слишком уж она русская для французского танца. Тогда вот что: напишем вариацию в миноре!

Пример 51 
ГАВОТ (третья вариация)

Не слишком быстро

Каждая следующая вариация может всё меньше и меньше походить на тему (но про «точки» всё же не будем забывать, хотя их может оставаться меньше). Не было ещё трёхдольного размера. А вот теперь будет! И это будет вальс.

Не будем делать слишком много вариаций, пусть эта будет предпоследней. Если задумать стремительную, бравурную финальную вариацию, то во второй половине вальса можно сделать подход к ней — маленькое нарастание. Для этого бывают хороши восходящие секвенции.

Пример 52 
ВАЛЬС (четвёртая вариация)

Темп вальса

Последнюю вариацию можно не привязывать к определённому жанру. Пусть это будет просто Финал — стремительный и виртуозный. Можно совсем «растворить» тему в мощных аккордовых пассажах.

Пример 53 
ФИНАЛ (пятая вариация)

Стремительно

Для вариаций удобны не все темы. Наша тема удобна для классических и свободных вариаций, потому что она очень простая и чёткая. Это вообще характерно для народных песен, поэтому очень много вариаций написано именно на народные темы. Но для вариаций на basso ostinato лучше взять другую тему: более короткую, без повторений и членения на отдельные фразы (проще её сочинить).

Дома обязательно сочините несколько однострочных мелодических вариаций на эту тему. А если захотите, попробуйте сочинить и фортепианные вариации на любую тему, в том числе и на свою собственную. Если получится хорошо, их можно будет выучить с преподавателем фортепиано и сыграть и на концерте, и на экзамене.


  • Сочините 3-4 мелодические вариации на тему «Ах вы сени мои, сени».
  • Сочините (по желанию) фортепианные вариации на любую тему.