Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 037657 

ТЕМА ШЕСТАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

6. Трёхчастная форма

Если двухчастная форма складывается из двух периодов, то трёхчастная — из трёх. Уточним: простая трёхчастная. Потому что бывает и сложная, и мы о ней тоже поговорим в этой главе.

Вам уже встречалась такая форма: АБА. Помните? Первый раздел (А), середина (Б) и реприза первого раздела (снова А). И если каждый из этих разделов имеет форму периода, то перед нами простая репризная трёхчастная форма. Эту форму очень любят композиторы, в ней написано очень много миниатюр. Ровно половина пьес из «Детского альбома» Чайковского (12 из 24) написана в этой форме.

Эта форма как нельзя лучше отвечает главным задачам музыкального произведения: высказать музыкальную мысль (в первом периоде), потом развить её или сделать маленькое отступление в сторону (в среднем разделе), а затем снова вернуться к основной мысли и утвердить её (в репризе).

Рассмотрим пример, где середина развивает основную музыкальную мысль. В пьесе Кабалевского «Клоуны» музыкальная мысль первого периода — это весёлая игра мотивов, мажорного и минорного (первое предложение), и забавные скачки то на соль-диез, то на соль-бекар (второе предложение):

Пример 24 

Allegro

В среднем разделе та же игра. Но «жонглирование» мотивами не просто повторяется, а развивается: они теперь «закручены в другую сторону»:

Пример 25 

А во втором предложении происходит новое «событие». Может быть, клоуны поссорились, а может, чего-то испугались. Минорные фразы резко взмывают вверх, поддержанные тяжёлыми, гармонически напряжёнными аккордами. Это кульминация, которая развивает всё ту же музыкальную мысль (и ритм, и интонационные изгибы шестнадцатых уже встречались нам в первом разделе), но с другим оттенком:

Пример 26 

Но сумрак кульминации очень быстро рассеивается, и наступает реприза. Она почти точно повторяет первый период, но во втором предложении скачки направлены не вниз, а вверх:

Пример 27 

Это очень оживляет музыку, композитор даёт нам понять, что игра продолжается.

В этой пьесе простая трёхчастная форма развивает одну музыкальную мысль. Такая форма может встретиться в музыке самого разного характера. В «Детском альбоме» Чайковского в форме этого типа написаны такие разнохарактерные миниатюры, как Марш деревянных солдатиков, «Похороны куклы», «Баба Яга» или «Сладкая грёза».

В шуточной программной пьесе Сергея Алексеевича Разорёнова «Два петуха» простой трёхчастной форме отведена другая роль. Один петух вызывает другого на бой. Второй принимает вызов. Об этом рассказывает первый раздел, в котором музыка подражает кукареканью. Композитор не просто записывает музыку нотами, но и вводит программные пояснения, рассказывающие о том, что происходит в музыке.

Пример 28 

Andantino

Средний раздел — картина петушиного боя. Летят пух и перья, музыка совсем другая:

Пример 29 

Vivo

Победивший петух радостно кукарекает о своей победе. Подбитый петух жалобно вторит ему из-за угла. Это реприза. Но не конец. «Первый петух бросается в погоню, догоняет и клюёт», — этот программный текст выписан композитором над последними неожиданными пассажами, из которых состоит дополнительный раздел — кода.

Пример 30 

Vivo

В этой пьесе мы слышим не развитие одной музыкальной мысли, а столкновение нескольких. Из этого столкновения разных по характеру музыкальных эпизодов и рождается образ музыкального произведения.

До сих пор шла речь о простой репризной трёхчастной форме. Но бывает и безрепризная. Она встречается гораздо реже, в основном в танцевальной музыке. Помните цепочки, гирлянды вальсов у Ф. Шуберта? Маленькая гирлянда из трёх разных коротеньких вальсов-периодов составила бы простую безрепризную трёхчастную форму. В такой форме написана Итальянская полька Сергея Васильевича Рахманинова. Три периода — три разных малюсеньких полечки.

Пример 31 

Тема первого периода 

Тема второго периода 

Тема третьего периода 

В чём отличие этой формы от Неаполитанской песенки Чайковского? Здесь нет противопоставления двух первых периодов третьему. Каждый период достаточно самостоятелен, в то же время их объединяет общая фактура, единый темп, одна тоника, правда, в двух последних периодах «перекрашенная» из минора в мажор. В среднем разделе нет яркой, запоминающейся темы, а стремительное движение по гамме, обилие секвенций напоминают развивающие разделы. Схожесть начального затакта первого и второго разделов усиливают ощущение развития (хотя на самом деле во втором разделе звучит новый материал). Тема третьего раздела звучит более торжественно, ярко — это кульминация. Этой звучной кульминацией и заканчивается произведение.

Любая музыкальная форма определяется прежде всего на слух. В Неаполитанской песенке Чайковского и Итальянской польке Рахманинова схемы совпадают, но звучат эти формы по-разному.

Теперь, когда вы знаете простую трёхчастную форму, вернитесь к определению простой двухчастной формы. Измените его так, чтобы получилось определение трёхчастной.

А теперь проверьте, правильно ли у вас получилось.

  • Простая трёхчастная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх разделов-периодов. Простые трёхчастные формы бывают репризные и безрепризные.

Репризу трёхчастной формы включением уже не называют. И обязательно нужно указать, что она простая, потому что бывает и сложная. О ней и пойдёт сейчас разговор.

Но перед этим — традиционная разминка-тренировка. Превратить вашу двухчастную форму из упражнения 2 в трёхчастную очень просто. Нужно досочинить новое предложение до периода, а потом «автоматом» повторить весь первый период. Его можно даже не переписывать, а указать повторение «da capo» (в буквальном переводе с итальянского — «от головы»), как часто делали в старинной музыке. В конце первого раздела пишется слово fine, что означает «конец». А в конце второго периода выписывается da capo al fine или, сокращённо, d. c. al fine, что означает с начала до слова «конец».

Только учтите: если ваш первый период модулирующий, в репризе придётся переделать его в однотональный, потому что музыкальное произведение принято начинать и кончать в одной тональности. В этом случае «da capo» не получится, и придётся всё выписать.

Упражнение 3 

В образце показано, как можно расширить среднее предложение до периода, не сочиняя новой мелодии, а только изменив гармонию:

а) Напишите простую репризную трёхчастную форму на материале образцов.

б) Напишите любую простую трёхчастную форму, используя собственный материал.

Итак, сложная трёхчастная форма.

Вспомним знакомый Вальс из «Детского альбома» Чайковского и посмотрим, что там делается не только в первом периоде, но и дальше. Ещё раз напомню самое начало. Обратите внимание на самый первый такт: это вступление, а сам период начинается со второго такта. Можете взять на вооружение этот приём в своих творческих заданиях.

Пример 32 

Довольно скоро

Затем появляется второй период, в котором развивается основной ритмический мотив (), но в другой мелодии и с новым продолжением. Вот начало второго периода:

Пример 33 

А после этого звучит новый раздел. Это тоже период, с тремя тактами дополнения. Здесь характер музыки сильно изменяется: новая тональность и новый лад (минор), новый ритм (с синкопами) и новая фактура (в которой исчезает вальсовая формула).

Пример 34 

А потом возвращаются первый и второй периоды.

Давайте начертим схему. Получится вот такой длинный «поезд»:

Вагончики — это периоды. Сверху, над вагончиками, обозначены разделы сложной трёхчастной формы, которая получилась из этих пяти периодов. А внизу — простые формы разделов, из которых складывается сложная форма.

  • Сложная трёхчастная форма — это репризная трёхчастная форма, крайние разделы которой больше, чем периоды.

Но чаще сложная трёхчастная форма бывает ещё сложнее. В большинстве произведений она складывается из простых трёхчастных форм. Нарисуйте сами такой «поезд» из девяти вагончиков и обозначьте разделы и их формы. А пример такой большой сложной трёхчастной формы можно найти в известной пьесе Р. Шумана «Дед Мороз». Может быть, кто-то из вас её уже играл или скоро будет играть.

А теперь сочините сами. Крайние разделы у вас уже есть. Можно взять двухчастные, а можно трёхчастные. Середину я предлагаю сочинить в виде периода, но не из 8, а из 16 тактов. Надо постараться, чтобы середина вышла контрастной по отношению к крайним разделам. Для этого нужно сменить средства выразительности. Возьмите другую тональность — например, на терцию ниже. Придумайте другой ритм и другую фактуру аккомпанемента. Второе предложение не кончайте на тонике, а подведите к тональности репризы.

Упражнение 4 

а) Заполните пустые такты, повторяя в них материал, уже существующий в этом образце среднего раздела. Хорошо подумайте, куда что можно перенести:

б) Сочините сложную трёхчастную форму da capo, используя образцы.

в) Сочините сложную трёхчастную форму из собственного материала.


итак, что же вы узнали?

  • Что такое простая трёхчастная форма, какие бывают простые трёхчастные формы?
  • В чём различие музыкальных образов в пьесах «Клоуны» и «Два петуха», какие возможности простой трёхчастной формы раскрываются в каждой из этих пьес?
  • В каких жанрах обычно встречается безрепризная трёхчастная форма, как отличить её от сложной двухчастной? Приведите пример такой формы.
  • Что такое сложная трёхчастная форма, из каких простых форм она может складываться?
  • Найдите трёхчастные формы в своей программе по специальности и определите их вид.
  • Нарисуйте схему сложной трёхчастной формы, состоящей из простых трёхчастных форм.
  • Выполните упражнения 3 и 4.