Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 032045 

ТЕМА ШЕСТАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

5. Двухчастная форма

Давайте сразу разберёмся в маленькой путанице. Мы называем формы одночастными, двухчастными, трёхчастными и в то же время части этих форм называем не частями, а разделами. А частями называем законченные пьесы, из которых состоят циклы — произведения из нескольких самостоятельных частей, то есть как бы из нескольких пьес. Например, симфонии, сюиты или сонаты. Каждая часть такого цикла может быть и в двух-, и в трёхчастной, и вообще в любой форме.

Короче: музыкальные формы состоят из разделов, а части — это другое.

А теперь вы сами скажете, из чего состоит двухчастная форма. Правильно, из двух разделов. Чаще всего из двух периодов. В старинных двухчастных формах XVII–XVIII веков оба раздела строились на сходном музыкальном материале. Первый раздел модулировал в близкую тональность (чаще всего в тональность V ступени — доминанты). А второй «возвращал» музыку в главную тональность. Как, например, в Сарабанде немецкого композитора Иоганна Кунау, современника И. С. Баха. Только первый раздел модулирует здесь не в доминанту, а в параллельный мажор.

Пример 18 

Начиная с XIX века двухчастные формы бывают двух видов — с репризой и без репризы. Вспомним, что реприза — это повторение первого раздела. Но если в двухчастной форме только два раздела, то где же поместится реприза? Или форма сведётся к простому повторению первого раздела? А вот и нет! Реприза в двухчастной форме занимает только одно предложение (последнее). И повторяет оно любое предложение первого периода. А в начале второго периода остаётся немного места для маленького развития или для появления нового музыкального материала. Знакомая музыка репризы неожиданно включается в развитие, поэтому репризу в двухчастных формах называют включением.

Вот схема. Серым цветом закрашено то место, где начинается развитие или появляется новый музыкальный материал.

Вот как это происходит в Старинной французской песенке из «Детского альбома» Чайковского:

Пример 19 

Весьма умеренно

Если вы внимательно слушали и смотрели в ноты, то могли заметить, что оба предложения первого периода абсолютно одинаковые. Поэтому нельзя сказать, какое именно из предложений повторяется в репризе.

А самые внимательные и те, кто уже играл эту пьесу, заметят, что последний каданс чуть-чуть отличается от кадансов обоих предложений первого периода. В нём появляется новый аккорд. Этот аккорд не только делает музыку красочнее, но и сообщает дополнительную устойчивость заключительному кадансу.

В этой пьесе Чайковский использовал мелодию французской песни XVI века. Полифонический склад первого раздела (и репризы) напоминает старинную музыку. Эту же мелодию композитор использовал и в опере «Орлеанская дева», действие которой происходит в средневековой Франции, а главная героиня — легендарная Жанна д’Арк.

Безрепризные двухчастные формы состоят из двух разных периодов. Такая форма типична для многих песен, состоящих из запева и припева.

Казалось бы, сделать эту форму очень просто. Возьми один период и приставь к нему любой другой. Но если действительно попробовать так сделать, получится что-то вроде игры в «чепуху». Музыка говорит звуковыми образами. В сопоставлении этих образов должен быть смысл. На самом деле очень трудно найти два разных периода, которые можно просто приставить один к другому и создать музыкальный образ.

Но иногда композиторам удаётся интересно использовать именно этот «рецепт». Как сделал, например, Чайковский в одной из пьес из «Детского альбома» — «Шарманщик поёт», где ему удалось именно «приставить» друг к другу две мелодии. Причём в первом разделе звучит подлинная итальянская мелодия. В одном из писем композитор писал: «В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из их песенок очень мне нравится». И приводит ноты этой песенки. А второй раздел Пётр Ильич придумал сам.

Пример 20 

Тихо

В первом разделе, где Чайковский обработал полюбившуюся песенку, он даёт ей простой вальсовый аккомпанемент, который звучит как лёгкий фон и подчёркивает напевность мелодии. Во втором разделе изображена «солирующая шарманка». Фактура здесь становится очень изобретательной. Аккорды в правой руке, «наступающие» на однообразную, «механическую» мелодию, придают ей «захлёбывающийся» оттенок. А в левой руке упрямо гудят две чередующиеся ноты. Как будто уличный музыкант крутит ручку старой, немного изношенной шарманки.

Посмотрим в «Детском альбоме» Неаполитанскую песенку. Это тоже обработка итальянской народной песни, которую Чайковский услышал в Неаполе. Эту же музыку он использовал в балете «Лебединое озеро», и там она называется Неаполитанский танец.

Так начинается первый период Неаполитанской песенки:

Пример 21 

Тихо

Затем идёт ещё один период:

Пример 22 

В этом периоде другая мелодия, но фактура и характер музыки остаются прежними. А после этого появляется ещё один период:

Пример 23 

Скоро

Здесь меняются и темп, и фактура, и характер мелодии. В первых двух периодах мелодия была песенная, её так и хочется спеть. Здесь же мелодия слишком быстрая, неудобная для пения, её легче сыграть на каком-нибудь инструменте (в балете звучит корнет-а-пистон, помните такую разновидность трубы?). Здесь слышится уже не песня, а танец.

Итак, что же за форма получилась? Сколько в ней разделов? Не торопитесь отвечать, послушайте внимательно эту музыку от начала до конца. И вы услышите два музыкальныз образа — песню и танец. Наши ощущения подсказывают, что эта форма двухчастная. Но как быть с «лишним» периодом? А он не лишний. Потому что это не простая, а сложная двухчастная форма. В чём же её «сложность»? А в том, что первый её раздел представляет собой не период, а простую безрепризную двухчастную форму.

  • Формы, в которых хотя бы один из разделов больше периода, называются сложными формами.
  • Простая двухчастная форма — музыкальная форма, состоящая из двух разделов-периодов. Простые двухчастные формы встречаются безрепризные и с репризой-включением в последнем предложении.
  • Сложная двухчастная форма — музыкальная форма, состоящая из двух разделов, первый из которых или оба больше периода.

А теперь потренируемся.

Дополним наш период до простой двухчастной формы с включением. Сообразите, что вам нужно сочинить? Правильно, всего одно предложение.

Упражнение 2

а) Вот пример нового предложения. Используйте его, продолжая старый период до простой двухчастной формы. Подумайте, какое предложение из первого периода нужно «прицепить» в конец, чтобы получилось стройно.

б) Досочините до простой двухчастной формы (репризной или безрепризной) свой собственный период. Можете придумать для своей музыки «программу».


итак, что же вы узнали?

  • Что общего в репризной и безрепризной простых двухчастных формах и чем они отличаются?
  • К какому виду — репризному или безрепризному — можно отнести старинную двухчастную форму?
  • Как вы думаете, где удобнее поместить кульминацию в простой двухчастной форме с включением?
  • Что такое сложная двухчастная форма, почему у «Неаполитанской песенки» двухчастная форма, хотя в ней три периода?
  • Выполните упражнение 2.