Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 000649 

ТЕМА ШЕСТАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

4. Произведения в форме периода

Вы уже знаете, что в форме периода можно написать целую пьесу. В «Детском альбоме» Чайовского такие пьесы есть. Например, самая первая — «Утренняя молитва».

WWW

Здесь и  далее жёлтая кнопка означает, что в примере приводится произведение целиком.

Пример 16 

Тихо

Очень светлая, спокойная пьеса. Простая, ясная гармония и аккордовый четырёхголосный склад с преобладанием плавного, поступенного движения голосов напоминают церковное хоровое пение. Во втором предложении верхний голос (мелодия) постепенно забирается всё выше, а музыка звучит всё громче (crescendo) и ведёт к кульминации, подчёркнутой выразительным и неожиданным аккордом «чужой» тональности.

Кадансом второго предложения музыка не кончается, после него идёт ещё один большой раздел размером с предложение (даже на такт больше). Это дополнение. Здесь оно звучит как своеобразное «долгое прощание», в котором бас мерно пульсирует на тонике, а мелодия постепенно спускается вниз, повторяя одну и ту же «прощальную» фразу.

Период — очень маленькая, короткая форма, и пьесы, написанные в ней, чаще всего имеют дополнение. Но не всегда. Прелюдия ля мажор Ф. Шопена точно укладывается в шестнадцатитактный квадратный период. (Если вы пересчитаете такты, вам может показаться, что их семнадцать. Но затакт, в котором только одна четверть, на слух не воспринимается как такт и считается «нулевым».)

Пример 17 

Andantino

В этой Прелюдии угадывается жанр мазурки: размер , пунктирный ритм на первых долях, вальсовая фактурная формула. А вы уже знаете, что для танцев и маршей типично чёткое квадратное строение. Квадратный период воспринимается как законченное произведение, а дополнение бы только разрушило лёгкую танцевальную прелесть этой пьесы.

Но есть в этой Прелюдии и кое-что необычное для танца. Обратите внимание: в концах фраз фактурная формула аккомпанемента останавливается, «повисает» вместе с мелодией. В этом есть что-то таинственное, загадочное. Застывшие аккорды заставляют нас пристальнее вслушаться в музыку. Это не настоящий танец, а музыкальный образ танца — хрупкий, поэтичный, таинственно ускользающий, как сновидение или мечта…

Вы уже многое узнали, и пора научиться применять эти знания без «шпаргалок» в тексте учебника. Поэтому теперь иногда будут появляться вопросы, предлагающие вам самостоятельно подумать. Чтобы ответить на них, надо знать не только правила, но и музыкальные произведения, а для этого нужно внимательно, с нотами, слушать то, что преподаватель вам играет или показывает в звукозаписи. Дома по нотам в учебнике попытайтесь сами сыграть хотя бы кусочек мелодии или отдельные аккорды. Это тоже поможет вспомнить музыку. А так как эти вопросы требуют прежде всего знания музыки, они обозначены изображением лиры — древнегреческого музыкального инструмента, ставшего символом музыки.


итак, что же вы узнали?

  • Расскажите об особенностях формы «Утренней молитвы» Чайковского и свяжите эти особенности с содержанием пьесы.
  • Какой музыкальный образ создал Шопен в Прелюдии ля мажор и какие средства он для этого применил?

подумайте

  • Самостоятельно найдите в Прелюдии Шопена предложения и кульминацию. Чем похожи кульминации Чайковского и Шопена?