Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 022610 

ТЕМА ШЕСТАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

1. Тема

Любое музыкальное произведение говорит со слушателями на музыкальном языке. Вы уже знаете, что язык этот состоит из мотивов, фраз, предложений и периодов. Это своего рода грамматика музыкального языка. И не будем забывать, что вся эта грамматика нужна для того, чтобы лучше выразить содержание, смысл музыки. А смысл музыки — в музыкальных образах. Вспоминаете?

Наверно, вы слышали такое выражение — «музыкальная тема».

  • Музыкальная тема — это короткое построение, которое выражает музыкальный образ.

Темы могут быть очень короткими или достаточно развитыми. Есть такой жанр полифонической музыки — фуга. Там тема обычно состоит всего из одного-двух мотивов, и она служит источником для всего последующего развития. А в танцевальной музыке тема может занимать целый период из двух предложений и развитие начинается уже в самой теме. Тема может звучать как мелодия, или как последовательность ярких, запоминающихся аккордов, или даже как ритмический мотив. Главное, чтобы тема была выразительна, хорошо запоминалась и узнавалась в произведении. В больших произведениях, таких, как сонаты или симфонии, бывает несколько тем.

А теперь посмотрим примеры тем разного характера.

Тема фуги до-диез минор И. С. Баха из I тома «Хорошо темперированного клавира» состоит из одного развёрнутого мотива. Особую скорбную выразительность ей придаёт напряжённая уменьшённая кварта си-диез–ми:

Пример 1 

В теме баховской фуги соль минор из II тома этого же сборника много интересного и неожиданного. Её первый мотив состоит из одного звука, что встречается очень редко. Он как бы призывает ко вниманию Второй мотив — восходящий скачок на кварту, очень решительный и энергичный. Третий мотив — снова кварта, но с другой ступени. Это секвенция.

  • Секвенция — один из способов развития музыкального материала, при котором мотив смещается вверх или вниз на одну или несколько ступеней.

Последний мотив, начинаясь с той же решительной восходящей кварты, вдруг останавливается в раздумье на одном звуке и приходит к мягкому, нежному, певучему окончанию. В этих неполных пяти тактах столько событий, что их хватит на целый рассказ. Попробуйте его сочинить.

Пример 2 

Тема вступления к увертюре Ф. Мендельсона «Сон в летнюю ночь» — это не мелодия, а последовательность аккордов. Тихие, как бы повисшие в воздухе аккорды деревянных духовых вводят в атмосферу волшебной сказки. Особую таинственность придаёт теме неожиданное сопоставление далёких тональностей си мажор и ля минор (второй и третий аккорды). Эта тональная краска не только усиливает выразительность, но и хорошо запоминается. А ведь очень важно, чтобы тема запоминалась.

Пример 3 

Тема фортепианной пьесы Д. Б. Кабалевского «Барабанщик» изображает барабан, поэтому почти вся построена на одном звуке. Запомнить и узнать эту тему можно по её ритмической фигуре:

Пример 4 

Не очень быстро

Но чаще всего встречаются темы в виде небольших, но довольно законченных мелодических построений. Они могут быть короче и длиннее, могут заканчиваться устойчиво и неустойчиво.

Вот первая тема уже знакомого вам Марша Черномора М. И. Глинки. Она очень короткая и заканчивается устойчиво:

Пример 5 

Marcia =120

А вот очень длинная тема, которая кончается неустойчиво. Это вторая тема первой части Шестой симфонии П. И. Чайковского. Чтобы эта длинная тема была для вас яснее, привожу только её мелодию, без аккомпанемента:

Пример 6 

Andante  = 69

Внутри длинных тем обычно уже происходит развитие. Две первые фразы начинаются одинаково, имеют один и тот же ритм. Их звуковысотный контур (сочетание подъёмов и спусков, скачков и плавного движения) тоже очень похож. Но по интонации вторая фраза немного изменена по сравнению с первой. Такое небольшое изменение интонации — тоже приём (или способ) развития, как и секвенция. А в середине этой темы есть и секвенция. Найдите её сами.


итак, что же вы узнали?

  • Что такое музыкальная тема, какие бывают темы?
  • Какие особенности у темы фуги? Расскажите о темах двух фуг Баха.
  • Какие темы встречаются чаще всего, как они могут оканчиваться? Приведите примеры разных окончаний.
  • Какие бывают приёмы развития? Расскажите об этих приёмах в теме из Шестой симфонии Чайковского.