Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 008645 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ (4-й класс)
ПРЕЛЮДИЯ

Прелюдиями, как вы помните, иногда называют отдельные музыкальные миниатюры. Но вообще-то слово «прелюдия» означает «вступление». Бах писал прелюдии-вступления к фугам. Прелюдиями также могут называться первые, вступительные части сюит. Продолжение наших бесед о музыке я тоже хочу открыть небольшой прелюдией.

В четвёртом классе заканчивается ваш вводный курс. Представьте себе основной курс, который начнётся в пятом классе, как путешествие в машине времени по разным странам и эпохам, где вы будете знакомиться с жизнью и музыкой великих композиторов, а также с жизнью, которая их окружала. А чтобы знакомство состоялось, наша машина времени должна быть хорошо оснащена, а вы сами хорошо подготовлены к встрече с неизвестным. Вот этим-то оснащением и подготовкой занимается вводный курс. А к концу учебного года вы должны уже получить «диплом путешественников во времени». В третьем классе много говорилось о музыке вообще и немножко об отдельных произведениях. Теперь мы будем больше и подробнее говорить о конкретных произведениях, а также о тонкостях и деталях музыкального языка.

Год назад вы начали знакомиться с музыкальными жанрами. Это знакомство продлится ещё целый год, ведь жанров музыки так много! Узнаете вы и отдельные произведения, написанные в разных жанрах. Но прежде чем продолжить разговор о жанрах, поговорим о том, что объединяет все музыкальные произведения во всех жанрах. Ещё в самом начале третьего класса вы немного узнали о музыкальном материале, о его развитии, о законах этого развития и даже открыли один закон — «закон кульминации». Теперь вы узнаете и другие важные законы, узнаете, какие бывают музыкальные формы и как они устроены, и попробуете научиться сочинять маленькие пьески в этих формах. Между прочим, в XVII–XVIII веках любой музыкант — скрипач, органист или флейтист — должен был уметь сочинять музыку. Не обязательно гениальную, но вполне грамотную. Очень хорошая традиция!

А потом мы с вами отправимся в «фольклорную экспедицию» (в машине времени). Там вы узнаете, как зарождалась музыка, когда не было ещё ни нот, ни композиторов, и познакомитесь с жанрами народной музыки. А потом продолжите знакомство с жанрами музыки, созданной композиторами.

Считается, что материал третьего класса вы знаете. Поэтому те правила под скрипичным ключиком, которые давались в предыдущем пособии, повторяться не будут.

Все фамилии, которые появлялись в первой части пособия, не выделяются. Если фамилия дана с полным именем и выделена жирным шрифтом, значит, она появилась впервые.

Нумерация учебных тем продолжается, поэтому не удивляйтесь, что материал начинается сразу с шестой темы.