Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 005366 

ТЕМА ПЯТАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ

Контрольные вопросы по пройденному материалу

Мы завершили большую тему — музыкальные жанры, связанные с движением. Теперь нам предстоит ответить на традиционные контрольные вопросы. Но чтобы легче было на них отвечать, я предлагаю вам схему, которая поможет «разложить по полочкам» ваши знания. Ну а что касается подробностей — для этого ещё раз перечитайте нужные главы (все синие названия на картинках — это ссылки, ведущие к нужным главам).

Папка с вокальной музыкой пока закрыта. Это у нас впереди. В инструментальной музыке тоже есть закрытая папка: «Другие жанры инструментальной музыки». Какие? Это мы тоже узнаем позже. А вот от музыки, связанной с движением, тянутся стрелки к маршам, танцам и джазу. Джаз мы выделяем в особую жанровую группу. А что там делается внутри, возможно, кто-то из вас узнает, когда станет постарше. От маршей и танцев ведут стрелочки и дальше. И мы уже знаем, куда.

Ну что ж, давайте вспоминать.

Ну вот, с маршами всё понятно. Вот марши военные: походные, церемониальные и траурные. А рядом остальные, то есть не военные: сказочные, комические и детские.

Стоп! Как же так, можете спросить вы. Ведь, например, спортивные марши — тоже церемониальные, но они же не военные! А траурные марши звучат на обычных «штатских» похоронах…

Но вспомним их историю. И церемониальные, и траурные марши родились в военной музыке. А потом некоторые из них просто «вышли в отставку», но продолжают звучать. Сказочные и комические марши вообще никогда в армии не служили. А детские ещё не доросли.

Всё. С маршами разобрались окончательно. А вот танцы…

С танцами происходит что-то странное. Сначала понятно: вот ритуальные, вот стрелочка к народным (помните, откула пошли народные танцы?). Потом — ну, правильно! Из народных вышли бальные, точно по стрелочке. Но бальные…

Налепились друг на друга, непонятно, какой куда относится. Вот, например, полонез. Занял пространство и XVIII, и XIX веков. А к какому веку относятся гавот и бурре?

Но ведь так было и в жизни. Танец существовал несколько веков, менялся и вдруг становился известным на всю Европу. А потом забывался. Но тоже не сразу, а постепенно.

Приучайтесь с самого начала смотреть на историю как на бесконечно текущую реку, а не как на квадратики с датами, которые набиты разными событиями. Любая схема — лишь «спасательный круг», чтобы не утонуть в этой реке.

Ну что же, в путь.

  1. Какие жанры связаны с движением, какое свойство их объединяет?
  2. Что такое марш, когда и почему появились марши? Назовите основные признаки марша.
  3. Расскажите об инструментах духового оркестра.
  4. Расскажите о разновидностях военного марша.
  5. Расскажите о других разновидностях марша, помимо военных.
  6. Откуда произошли танцы, что такое обряд, ритуал? Расскажите о народных танцах.
  7. Когда появились первые танцевальные сюиты, какие танцы они в себя включали? Кто создал первые четырёхчастные сюиты, сколько сюит написал этот композитор, как располагались в них танцы? Перечислите 5 признаков танцевальной сюиты и объясните каждый признак.
  8. Что общего в строении сюит XVIII века и более ранних сюит? Какие вставные танцы вводит в сюиты И.С.Бах, где он их помещает? Приведите примеры строения сюит Баха.
  9. Какие особенности у менуэта и как они отражены в музыке этого танца? В каких крупных музыкальных жанрах использовались менуэты в XVIII веке?
  10. Расскажите о характере и ритмических особенностях полонеза. Расскажите о полонезах Козловского, Огинского, Шопена.
  11. Расскажите историю вальса по следующему плану:
    а). Предшественники вальса
    б). Вальсы Шуберта
    в). Венский вальс. Отец и сын Штраусы г). Вальсы Шопена
  12. От каких народных танцев произошла бальная мазурка? Какой у мазурки тактовый размер? Простучите ритмические рисунки, характерные для мазурки. Какие национальные особенности сохранились в бальной мазурке?
  13. Какие «знаки» музыкального языка вы знаете? Что выражают «знаки» марша, сарабанды, вальса? Приведите примеры.
  14. Какие двухдольные танцы бытовали в Европе в XIX веке? Какая у них общая особенность? Расскажите о контрдансах (назовите несколько видов), польке и галопе.
  15. В чём особенность джазового исполнительства, что такое импровизация?

Произведения для разбора

  1. В.И.Агапкин, «Прощание славянки».
  2. М.И.Глинка, «Марш Черномора».
  3. Ф.Шуберт, Два маленьких вальса
  4. Ф.Шопен, Мазурка №5.
  5. Ф.Шопен, Мазурка №13.
  6. Произведение маршевого, танцевального или джазового характера из вашей программы по специальности.

Не пугайтесь. Это не тот разбор, который от вас требуют на специальности. Наш разбор — это рассказ о музыкальном произведении наподобие того, как вы рассказывали о пьесах из сюиты Слонимского. Но тогда вы только учились, а теперь кое-что умеете. Разборы всех предложенных произведений (кроме последнего) есть в этой книжке. И к каждому разбору есть нотные примеры. Когда будете готовиться, обязательно «пощупайте» их пальцами. Можно «по этажам» — отдельно мелодию, отдельно аккомпанемент. Не старайтесь «хорошо исполнить», главное — понять, о чём говорится в книжке, как это выглядит в нотах и как это должно звучать. Но если при ответе вы сумеете наиграть кусочек так, чтобы все поняли, о чём вы говорите, то это будет великолепно! Пять с плюсом!

А последний пример рассчитан именно на то, что вы можете сыграть эту музыку. А раз умеете играть, значит, должны суметь и рассказать о ней. Не обязательно это должен быть марш или танец. Это может быть пьеса, в которой есть «знак» одного из этих жанров. А такие «знаки» могут встретиться и в сонатинах, и в вариациях, и в маленьких прелюдиях Баха, и в этюдах Черни.