Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 007799 

ТЕМА ВТОРАЯ
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Контрольные вопросы по пройденному материалу

Мы подходим к новому уровню наших знаний. На этом уровне мы будем не только отвечать на вопросы, но и рассказывать о небольших музыкальных произведениях. А научиться этому вам помогут новые контрольные вопросы. Они отличаются от тех маленьких вопросиков, на которые вы отвечали в конце каждой главы.

Каждый из больших контрольных вопросов включает в себя несколько маленьких. Все маленькие вопросы, расположенные под одним номером, дополняют и продолжают друг друга. Это пункты одного большого вопроса. И если вы связно и складно ответите на все пункты, у вас получится хороший полный ответ на контрольный вопрос. В этом ответе будет и определение, и разъяснение этого определения, и примеры из музыки. А примеры нужны обязательно: наш предмет музыкальный, и чтобы понять то, о чём вы говорите, надо сначала это услышать.

  1. Какие музыкальные склады вы знаете? Какие склады встречаются в пьесах вашей программы по специальности? Если вы играете на струнном или духовом инструменте, посмотрите, что делается в фортепианном сопровождении.
  2. Что такое фактура, какие фактурные приёмы часто встречаются в гомофонно-гармоническом складе? Приведите примеры аккордовой пульсации и разложенных аккордов в аккомпанементе.
  3. Бывает ли музыка без мелодии? Какими средствами может достигаться выразительность в такой музыке? Приведите пример.
  4. Что такое регистр, какие вы знаете регистры? Как регистры переходят друг в друга? Расскажите о выразительных особенностях каждого регистра.
  5. Что такое темп? Перечислите итальянские обозначения основных темпов. Как композиторы иногда обозначают точный темп (кто такой Иоганн Мельцель и что он изобрёл)?
  6. Что такое штрихи, перечислите основные штрихи, которые встречаются в музыке. Как они обозначаются? Приведите примеры на разные виды штрихов из своей программы и объясните, для чего в этой музыке выставлены именно такие штрихи.
  7. Что такое динамика, что такое нюансы? Приведите примеры выразительности различных нюансов в пьесах вашей программы.
  8. Что такое тембр, от чего зависят тембры разных инструментов? Где и как используют выразительность тембров, что такое чистые и смешанные тембры? Можно ли играть на фортепиано разными тембрами: как считает физика и как считает музыка? В чём «особость» этого средства музыкальной выразительности?

А теперь перейдём к новой теме.