Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 [an error occurred while processing this directive] 

ТЕМА ПЯТАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ

5. Танец

Ещё один музыкальный жанр, связанный с движением, — это танец. Так же, как и в марше, музыка служит здесь организатором движения. Снова на первое место выходят такие средства выразительности, как темп и ритм. Но танцевальные движения сложнее и разнообразнее, чем простая ходьба. Поэтому танцевальная музыка отличается бóльшим разнообразием. Но не сложностью. Ведь чем сложнее движения, тем проще, яснее должна быть музыка, сопровождающая их. Она должна помогать, а не запутывать.

Древние ритуальные танцы

Танцы возникли в глубокой древности. Сначала они были частью древних обрядов, их движения имели ритуальный смысл: на языке танца первобытные люди общались со своими древними богами.

  • Обряд — совокупность действий, установленных обычаем. В обряд могли входить песни, танцы, заклинания, театрализованные карнавальные представления.
  • Ритуал — порядок обрядовых действий, который строго соблюдался в каждом обряде. Близко по значению ритуалу уже знакомое нам понятие «церемония».

Люди просили у своих богов удачной охоты или обильного урожая. Часто движения таких танцев подражали трудовым движениям, разыгрывались целые «сцены» охоты или сбора урожая.

Народные танцы

Из древних обрядовых танцев произошли народные танцы, которые служили для весёлого времяпрепровождения и утратили свой ритуальный смысл. Но следы древних танцев в них сохранились. Например, почти в каждой стране есть свои хороводы. Их главный признак — движение по кругу. Когда-то в глубокой древности такое движение имело магический, ритуальный смысл: круг — символ солнца.

У каждого народа — свои танцы. В них отражаются особенности разных народов. У всех народов есть и быстрые, стремительные танцы, и медленные, плавные. Но при этом южным, более темпераментным народам свойственны более стремительные, зажигательные танцы. Например, грузинская лезгинка или итальянская тарантелла. У северных народов преобладают более сдержанные танцы, соответствующие их спокойному темпераменту.

Перечислить все танцы всех народов, наверно, невозможно. Даже простое перечисление самых основных, общеизвестных танцев займёт несколько страниц. В очень больших странах, таких, как Россия, у жителей южных областей и у северян могут быть совсем разные танцы, с разными названиями. Но есть танцы, известные во всех областях страны.

К русским народным танцам, распространённым по всей России, можно отнести трепак, камаринскую, хоровод.

Трепак и камаринская — быстрые, весёлые танцы. Подобные танцы есть и у других народов: украинский гопак, шотландский стрэтспей, норвежские халлинг и спрингданс. Мелодии народных танцев часто использовали композиторы. А иногда они сами сочиняли мелодии, близкие народным танцам.

Пример 91 
П.И.Чайковский. ТРЕПАК из балета «Щелкунчик»

Пример 92 
М.И.Глинка. КАМАРИНСКАЯ

Пример 93 
Э.Григ. ХАЛЛИНГ

Пример 94 
Э.Григ. СПРИНГДАНС

Хоровод — общее название медленных круговых танцев. Такие танцы, как мы уже упоминали, происходят от обрядов поклонения Солнцу. Эти танцы тоже распространены во всём мире: русский и чешский хоровод, украинский и польский коровод, болгарское хоро, сербскохорватское коло, молдавская хора, грузинские хоруми и перхули, азербайджанский халай, французские ронда и бранль, немецкий райген и многие другие.

Хороводы часто сопровождаются песнями. Песнями иногда сопровождаются и другие танцы, особенно русские и грузинские.

Бальные танцы

Когда-то давным-давно и короли, и богатые вельможи, и простые крестьяне одевались по одной и той же моде, пели одни и те же песни, танцевали одни и те же танцы. А выделялись аристократы только богатством и властью. Но со временем в богатых дворцах и поместьях появилась своя мода, возникли свои манеры, стали устраивать балы, на которых танцевали свои, бальные танцы. Эти танцы значительно отличались от народных.

Но откуда же взялись бальные танцы? Из народных. Да, все бальные танцы произошли от народных и даже сохранили их названия. И менуэт, и гавот, и вальс, и мазурка, и даже печальная, задумчивая сарабанда когда-то были народными танцами, но звучали они по-другому и танцевали их тоже иначе.

Бальные танцы появились в XV веке в Италии, а несколько позже, в XVII веке, распространились по всей Европе. В России балы и бальные танцы появились в начале XVIII века, во время правления Петра I.

Если народные танцы были в каждой стране свои, особые, то одни и те же бальные танцы были известны всей Европе.

Подробнее вы узнаете о бальных танцах в следующих главах.


итак, что же вы узнали?

  • Что общего между маршами и танцами?
  • Откуда произошли танцы, что такое обряд, ритуал?
  • Расскажите о народных танцах. В чём сохранилась связь народных танцев с древними обрядами? Назовите несколько танцев разных народов.
  • Откуда появились бальные танцы, когда и где их стали танцевать впервые? Назовите несколько бальных танцев. Чем распространение бальных танцев отличается от распространения танцев народных?