Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 [an error occurred while processing this directive] 

ТЕМА ПЯТАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ

13. ХХ век. Джаз

Джаз — это целое направление в музыке ХХ века. Почему глава о нём появилась в одном разделе с маршами и танцами? Потому что весь джаз произошёл от танцев американских негров. Потому что любую джазовую мелодию можно использовать для танца. А можно и слушать просто так.

Что такое блюз? «Танец», — скажет один. «Песня», — скажет другой. А кто-нибудь очень умный возразит: «Блюз — это один из стилей джазовой музыки». И каждый будет прав. Большинство джазовых пьес представляют собой песни. Со словами. И в то же время танцы. И любую такую песню-танец часто просто играют на музыкальных инструментах, без пения. В джазе нет разграничений: вот это слушают, это поют, а это танцуют. Каждый делает то, что ему больше нравится.

Джазовые музыканты никогда не играют точно по нотам. Они импровизируют, то есть сочиняют музыку во время исполнения. Правда, не всю музыку, а только детали. Помните, как в Тринадцатой мазурке Шопен каждый раз по-новому варьирует и украшает одну и ту же мелодию? Это и есть импровизация, очень близкая к джазовой. Правда, Шопен записал всё нотами. Но рассказывают, что сам он каждый раз играл свои произведения немножко по-разному. В нескольких рукописях одной и той же пьесы Шопена детали часто отличаются. А в джазе даже существует особая сокращённая нотная запись — без подробностей. Подробности каждый должен придумать сам.

Обычно в джазовых пьесах нотами записывается только мелодия. Гармония выписывается в виде специальной цифровки над нотной строчкой. Фактуру придумывает сам исполнитель.

Вот как выглядит нотная запись песни Дэвида Рэксина из фильма «Лора» (нижняя строчка с расшифровкой цифрованных аккордов добавлена мной):

Пример 154 

А позже джазовый пианист Джордж Ширинг сделал транскрипцию своего исполнения этой музыки:

Пример 155 

Slowly [Медленно (англ.)]

И в сокращённой записи, и в транскрипции мы видим много отличий от традиционной классической музыки.

Во-первых, очень гибкий, «капризный» ритм, постоянно сочетающий «ровные» четверти и восьмушки с триолями (помните, нечто похожее было у Слонимского в сказке про Принцессу? Слонимский — современный композитор и пользуется современными музыкальными средствами).

Во-вторых, и в мелодии, и в гармонии очень много случайных знаков, тональность «размыта». Такое своеобразное использование тональности встречается не только в джазе, но и в других жанрах музыки ХХ века. Вспомните «Мимолётности» Прокофьева, о которых мы говорили раньше.

Но вернёмся к джазу. Многие танцы первой половины ХХ века — буги-вуги, фокстрот, чарльстон, шимми — родились в джазе.

В джазовой музыке встречаются и некоторые жанры XIX века. Такие, например, как марш и вальс. Но в джазе они приобретают новые черты. На этих уже известных нам жанрах мы подробнее познакомимся с джазовым стилем.

Пример 156 
О.Хромушин. ВЕСЁЛЫЙ МАРШ

Энергично

Быстрая джазовая музыка часто изобилует шутками, озорными выходками. В «Весёлом марше» Олега Николаевича Хромушина перед началом основной темы (четвёртый такт) в левой руке вместо баса или аккорда берётся кластер (вспомните, что это такое), записанный особой прямоугольной нотой. Он играется всей ладонью или кулаком. Это «мелкое хулиганство» придаёт музыке особенно весёлый, задорный характер.

О ритме. Очень типичны для джаза синкопы — смещения акцентов на слабую долю. Есть даже специальный джазовый термин — swing («качание»), предписывающий играть с постоянными синкопами, даже когда они не выписаны в нотах. Обратите внимание на синкопированный ритм левой руки в восьмом такте «Весёлого марша».

И о гармонии. Вместо трезвучий в джазе часто применяются септаккорды (четырёхзвучные аккорды, в которых звуки расположены по терциям) и нонаккорды (пятизвучные). Они добавляют в гармонию остроту, «перец». В конце первого предложения (седьмой такт) появляется такой нонаккорд — до в левой руке и ми—соль—си—ре в правой. На последней четверти десятого такта неожиданно возникает «наперченный» уменьшённый септаккорд (ми-бемоль—до—фа-диез—ля).

Мы поговорили о джазовых особенностях этой пьесы. А признаки традиционного марша найдите здесь сами.

Часто встречаются в джазе и вальсы. Но своим ритмом джазовые вальсы очень отличаются от традиционных. В них сохраняется трёхдольный размер, но изменяется классическая фактурная формула, в аккомпанементе появляются джазовые синкопы. Джазовые вальсы бывают медленные и быстрые. Вот пример медленного вальса:

Пример 157 
И.Бриль. ВАЛЬС

Moderato

И мелодия, и аккомпанемент ритмически как бы «сдвинуты», всё время попадают «между долями». В чётных тактах пульсация вообще исчезает. От этого музыка словно «плывёт» и «качается», вальсовый «рисунок» размыт, весь вальс звучит как бы в дымке. Чтобы стало понятнее, как происходит это «размывание», я приведу два такта того же вальса, но ритмически «выпрямленного» в традициях XIX века:

Пример 158 

Видно, да?

Обратите внимание также на гармонию этого вальса. Она «размыта», как и ритм. Эти «густонаселённые» созвучия «затуманивают» лад, не сразу понятно, что это обыкновенный до мажор. Но это не беспорядочное нагромождение звуков, тут есть и субдоминанта, и доминанта, и тоника. Однако не классические, а джазовые.

В быстрых джазовых вальсах на первый план выходит ритм, острый, синкопированный. В пьесе О.Хромушина «Каникулы в ритме джазового вальса» гармония вообще едва намечена. Сочные, полнозвучные аккорды появляются только в «ударных», «акцентных» тактах, они отличаются джазовой остротой, «перцем».

Пример 159 

Довольно быстро

Обратили внимание на своеобразное название этой пьесы? Такие необычные названия вообще характерны для джаза. Вот несколько примеров: «Улица зелёного дельфина», «В мягких тонах», «Где или когда», «Остывший кофе».

О различных направлениях джаза, сменявших друг друга, написаны целые книги. Но самый верный способ познать джаз — играть его, подбирать по слуху, учиться импровизировать.


итак, что же вы узнали?

  • Какая особенность есть у песенных, танцевальных и инструментальных жанров джаза?
  • В чём особенность джазового исполнительства, что такое импровизация?
  • Какие традиционные жанры европейской музыки встречаются в джазе? Что нового в этих жанрах по сравнению с классическими образцами?
  • Расскажите об особенностях джазового ритма и джазовой гармонии.