Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 008117 

ТЕМА ПЯТАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ

12. Двухдольные танцы XIX века

Двухдольные европейские танцы XIX века имеют различное происхождение, у каждого танца есть свои отличительные особенности. Но у них есть одна общая черта: это подвижные, весёлые танцы. К двухдольным танцам относятся контрдансы, полька, галоп, канкан и некоторые другие.

Не удивляйтесь, что «контрдансы» написаны во множественном числе. Это не опечатка. Контрданс — танец английского происхождения («country dance»

Людвиг ван Бетховен

означает по-русски «сельский танец»). Но в конце XVIII века в разных странах Европы этим названием обозначают различные быстрые танцы, независимо от их происхождения. Возникают многочисленные виды контрданса, и название становится общим для целой группы танцев. В неё входят кадриль, экосез, котильон. Эти танцы отличаются друг от друга по хореографии, но музыкальные особенности у них очень похожи. В XIX веке контрдансы были распространены как на великосветских балах, так и среди простого народа. Как бальные танцы они были особенно популярны в первой трети XIX века, примерно до 1830 года. Много контрдансов и экосезов написал Бетховен. Бетховенские контрдансы и экосезы окрашены простодушным деревенским юмором.

Пример 148 
Л.Бетховен. КОНТДАНС ми-бемоль мажор

Allegretto

Тему этого контрданса Бетховен использовал в финале Третьей, Героической симфонии, где она выражает чувство всеохватывающей радости, торжество победы, народное ликование.

Сродни контрдансам и экосезы Бетховена. Может быть, в этом экосезе чуть меньше простонародности, и он больше похож на изящный бальный танец:

Пример 149 
Л.Бетховен. ЭКОСЕЗ соль мажор

Allegro

В приведённых примерах мы видим наиболее характерные черты этих танцев: пульсация фактуры на каждую восьмую с басом на первой доле и затакт в мелодии, дающий музыке энергичный «толчок».

В 30-х годах XIX века контрдансы уступают место новому бальному танцу — польке. Полька, несмотря на своё название, не польский, а чешский народный танец. Название происходит от чешского слова «půlka», что означает «полшага». Мелкий, «семенящий» шаг и озорные подскоки, характерные для польки, нашли своё отражение и в музыке этого танца. Фактурная формула польки более дробная, чем у контрдансов: бас акцентирует не только первую, но и вторую долю. Иногда встречаются неожиданные акценты, подчёркивающие именно вторую долю. Мелодия тоже движется более мелкими длительностями. Часто полька начинается не из-за такта, а прямо с первой доли, с акцента.

Пример 150 
П.И.Чайковский. ПОЛЬКА из «Детского альбома»

Умеренно (Темп польки)

Пример 151 
М.А.Балакирев, ПОЛЬКА

Allegretto scherzando [шутливо]

В 20-х годах XIX века во Франции появляется новый танец — галоп. Галопом называют стремительный бег лошади. В применении к танцу это название говорит о его стремительном характере. В 40-х годах XIX века «бешеный» галоп вытесняет озорную, но изящную и менее подвижную польку.

По музыке галоп похож на очень ускоренный марш. Все известные нам признаки марша свойственны и галопу, даже движение мелодии по звукам трезвучия. Фактурная формула аккомпанемента иногда напоминает польку (чередование баса и аккорда), хотя такая фактура встречается и в маршах (вспомните первый раздел «Прощания славянки»). Особенно близки галопу кавалерийские, то есть конные марши, которые отличаются более быстрым темпом и «скачущим», «галопирующим» характером. Темп танцевального галопа ещё быстрее. Несколько галопов есть у Шуберта. Большой популярностью пользовались галопы отца и сына Штраусов, а также известного вам автора этюдов Карла Черни. Галопы встречаются в балетах Чайковского.

Пример 152 
Ф.Шуберт. ГРАЦКИЙ ГАЛОП для фортепиано

Presto

Пример 153 
П.И.Чайковский. ДЕТСКИЙ ГАЛОП из балета «Щелкунчик»

Presto

итак, что же вы узнали?

  • Какие двухдольные танцы бытовали в Европе в XIX веке? Какая у них общая особенность?
  • Какие танцы входят в группу контрдансов? Какие у них музыкальные особенности? Что отличает контрдансы Бетховена? Где и для чего он использовал тему своего контрданса?
  • Расскажите о польке — о её происхождении, музыкальных особенностях. В какие годы была особенная мода на польку?
  • Когда и где появился галоп? Когда он вошёл в моду? Какие у него музыкальные особенности? Какие композиторы были известны своими галопами?