Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 000057 

ТЕМА ПЯТАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ

10. Вальс

Вальс — один из самых популярных танцев XIX века. Это трёхдольный, довольно быстрый и в то же время плавный, как бы летящий танец. Вальс легко узнаётся по фактурной формуле аккомпанемента: бас и два аккорда по четвертям в размере .

Пример 125 
Ш.Гуно. ВАЛЬС из оперы «Фауст»

Tempo di Valse  = 72

Предшественником вальса был лендлер — неторопливый трёхдольный немецкий и австрийский танец. Многочисленные немецкие танцы Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта — это и есть лендлеры. Мелодия в этих танцах очень простая, часто движется по звукам трезвучия ровными восьмыми нотами.

Пример 126 
Л.Бетховен. НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ до мажор

Allegretto

Пример 127 
Ф.Шуберт. НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ ми мажор

Moderato

Разновидностью лендлера был вальцер («Walzer» по-русски означает «кружащийся»).

Бальный вариант вальцера с названием на французский лад — вальс (valse) — появился в самом конце XVIII века. По сравнению с неторопливым, тяжеловатым лендлером он более подвижный и лёгкий. От своих предшественников он перенял фактурную формулу аккомпанемента. Но если в аккомпанементе лендлера акцентируются все три четверти, то в вальсе акцент падает только на первую долю, а два аккорда исполняются очень легко.

Мелодия вальса становилась всё более «полётной». В вальсах конца XIX века ритм мелодии почти никогда не совпадает с ритмом аккомпанемента, в мелодии часто встречаются характерные ритмические фигуры:  или 

Пример 128 
Э.Григ. ВАЛЬС-ЭКСПРОМТ

Allegro con moto

В этом вальсе все средства направлены на ощущение полёта: и мелодическая линия, которая «взлетает» восходящим скачком от форшлага, и причудливое тональное несоответствие между ми-мажорной мелодией и ля-минорной гармонией. Мелодия «прыгнула» так высоко, что «потеряла равновесие», которое восстанавливается лишь в двух последних тактах, когда наконец звучит ми минор, соответствующий выставленным ключевым знакам.

А часто мелодии вальсов начинаются из-за такта. Это также усиливает ощущение «полёта», как, например, в этом вальсе Чайковского.

Пример 129 
П.И.Чайковский. ВАЛЬС из «Детского альбома»

Довольно скоро

Отрывистые восьмушки с паузами на вершинах мотивов усиливают ощущение «скольжения» в изящном танце.

Вальсы Шуберта

Много вальсов написал Шуберт, живший в начале XIX века, как раз тогда, когда вальс только-только начинал входить в моду. На «шубертиадах» — вечерах, где собирались друзья Шуберта, — часто устраивали танцы. Сам Шуберт обычно не танцевал, а сидел за фортепиано и импровизировал вальсы, польки, экоссезы. Особенно удачные, запомнившиеся импровизации он потом записывал.


Франц Шуберт

Шуберт родился на окраине Вены, столицы Австрии, и очень хорошо знал простонародные лендлеры и вальцеры. Многие вальсы Шуберта напоминают эти незатейливые крестьянские танцы. Но есть у него и другие вальсы, в которых отразились лёгкость и изящество того танца, который вскоре узнала вся Европа.

В то время были в моде «большие вальсы» — своеобразные «цепочки» вальсов. В одну такую цепочку может быть «нанизано» до 20 разных маленьких вальсиков, вливающихся друг в друга без перерыва. Есть «большие вальсы» и у Шуберта. Вот два вальсика из одной «цепочки». Но какие они разные! Первый (с него начинается «цепочка») напоминает простонародные весёлые венские лендлеры с чёткой, «притоптывающей» мелодией, часто ритмически совпадающей с аккордами аккомпанемента. А второй (он появляется в «цепочке» четырнадцатым) — это лирическая миниатюра с певучей изысканной мелодией и «журчащим» подголоском в среднем голосе.

Пример 130 
1 (№ 1)

Пример 131 
2 (№ 14) (оригинал в Ре-бемоль мажоре)

Венский вальс. Отец и сын Штраусы


Иоганн Штраус-отец

Сначала «цепочки» вальсов составлялись произвольно, как попало. Иногда их составляли издатели из нескольких вальсов какого-нибудь композитора. В 20-х годах XIX века появляется новая разновидность большого вальса — венский вальс, который имеет более упорядоченную форму. Количество «звеньев» ограничено пятью, все они звучат в одной тональности, начинается музыка вступлением, заканчивается небольшим заключительным разделом — кодой.

Придумали эту форму два венских музыканта — Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус. В 20-х годах они руководили небольшим оркестриком в маленьком трактире «У пылающего петуха». Но вскоре они прославились своими вальсами на всю Вену. А вальсы Штрауса стали знаменитыми во всей Европе.

Внимание! Это не те вальсы и не того Штрауса, о котором вы наверняка слышали.


Иоганн Штраус-сын

Штраус, работавший вместе с Ланнером, — это Иоганн Штраус-отец. У него было два сына-музыканта: Йозеф и Иоганн. Начиная с 40-х годов XIX века слава Иоганна Штрауса-сына затмевает славу Штрауса-отца.

В своих вальсах Иоганн Штраус-сын использует пятичастную форму, излюбленную отцом. Но при этом его вальсы превращаются в развёрнутые музыкальные поэмы. Многим вальсам композитор дал поэтичные названия: «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса».

В вальсах Штрауса-сына усиливается роль оркестровых красок. И, конечно, прежде всего они запоминаются замечательными мелодиями.

Пример 132 
И.Штраус (сын). «СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА»

Tempo di valse

Сначала Штраус, как и отец, писал вальсы для танцев, но многие его вальсы «переросли» танцевальную музыку. В творчестве Штрауса вальс превращается в концертную пьесу. С 1856 по 1865 год Штраус дирижировал концертами в Павловске под Петербургом. В этих концертах звучали не только его вальсы, но и музыка Моцарта, Бетховена, Глинки, произведения молодых русских композиторов, в том числе студента Петербургской консерватории Петра Чайковского.

Вальсы Шопена

Штраус создал жанр большого концертного оркестрового вальса. А в творчестве Шуберта вальс превращался в фортепианную миниатюру, предназначенную для домашнего музицирования или исполнения в небольших салонах. Такие салонные вальсы есть у современника Шуберта, немецкого композитора Карла Вебера, чуть позже появляются фортепианные вальсы Роберта Шумана и Фридерика Шопена.


Фридерик Шопен

Вальсы Шопена (их 18) — это лирические миниатюры, рассказывающие о переживаниях человеческой души. Шопен обращался к жанру вальса на протяжении всей своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году, когда юному автору было семнадцать лет, а три последних вальса созданы в 1847 году, за два года до смерти композитора.

Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего, виртуозного характера, а есть тихие, напевные лирические миниатюры. По форме вальсы Шопена немного напоминают венские вальсы Штраусов: они тоже состоят из нескольких разделов. Но если в венских вальсах в каждом разделе звучит новая музыка, то у Шопена музыка первого раздела периодически возвращается, образуя форму рондо.

  • Рондо — музыкальная форма, состоящая из рефрена (основного раздела) и нескольких эпизодов, между которыми вставляется повторение рефрена, например: АБАВАГА (буквой А обозначен рефрен, остальными буквами — эпизоды).

В одном из последних вальсов, знаменитом вальсе до-диез минор, соединились и блестяще-виртуозные, и лирические черты шопеновских вальсов.

Пример 133 
Ф.Шопен. ВАЛЬС до-диез минор, рефрен

Tempo giusto [Не затягивая]

Пример 134 
Ф.Шопен. ВАЛЬС до-диез минор, 1-й эпизод

Piú mosso

Вальс как музыкальный образ

Так же, как некогда сарабанда стала «знаком» трагедии, а марш — «знаком» энергии, решительности, вальс становится «знаком» глубоко личных, лирических переживаний, которые могут быть и светлыми, и печальными, но всегда идут от сердца. В одном из крупных произведений Шопена, Первой балладе для фортепиано музыка рассказывает о трагических душевных переживаниях, местами очень бурных. Главная тема начинается спокойно и печально, как далёкое воспоминание. В ней угадывается характер вальса. Но вместо басового акцента на первой доле Шопен ставит в левой руке паузу. Это придаёт музыке ту зыбкость, которая и заставляет нас услышать в ней грустное воспоминание:

Пример 135 

Moderato

В небольшой фортепианной пьесе Г.Пахульского «В мечтах» настроение тоже передано через вальс. Мечтательная расслабленность подчёркнута чуть замедленным темпом и «ленивой» паузой на третьей доле аккомпанемента. Ясный мажорный лад окрашивает мечты в светлые тона, а повторение фразы в миноре создаёт впечатление задумчивости:

Пример 136 

Moderato

Вальс можно встретить и в симфониях. Помните, что одной из «обязательных» частей в симфониях XVIII века был менуэт? В XIX веке (впервые — у Бетховена) на смену менуэту пришло скерцо (итальянское scherzo по-русски «шутка»). Но иногда композиторы заменяли менуэт вальсом. Вальсы есть в симфониях Берлиоза (мы упоминали о его программной Фантастической симфонии) и Чайковского.

Пример 137 
П.И.Чайковский. ВАЛЬС из Симфонии № 5

Allegro moderato  = 188

итак, что же вы узнали?

  • От каких танцев произошёл вальс? Что такое фактурная формула? Какая фактурная формула вальса? Разложите по этой формуле любое трезвучие на фортепиано. Какие ритмические фигуры типичны для вальса? Простучите их. Чем отличается вальс от танцев-предшественников?
  • Какие особенности у вальсов Шуберта? Как он их писал? Что такое «шубертиады»? В какую форму Шуберт объединял вальсы?
  • Какая форма у венского вальса? Какие композиторы её придумали? Что нового появилось в вальсах Штрауса-сына?
  • Для какого инструмента писал вальсы Шопен? Какие вальсы есть у Шопена, что они выражают? Что такое форма рондо?
  • Какие «знаки» музыкального языка вы знаете? Что выражает «знак» вальса? Приведите примеры использования этого «знака». Какие композиторы использовали вальс в симфониях, вместо какой «обязательной» части?