Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 008094 

ТЕМА ТРЕТЬЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2. О музыке, умеющей рассказывать сказки

А теперь, когда мы познакомились с музыкой, попробуем разобраться в том, что услышали.

В первой пьесе — «Принцесса-плакса» — композитор изображает плачущую Принцессу. Очень жалобная музыка. В начале пьесы, вместе с темпом, выставлено довольно редкое обозначение «piangendo» (пьянджéндо), что означает «плаксиво». Но этим обозначением нельзя было бы воспользоваться, если бы сама музыка не «плакала». Каким же образом музыка «плачет», какие средства этому способствуют?

Лад — конечно, минорный. Но не всякий минор «плачет». А какой здесь минор? Посмотрите, в первой же фразе сначала ми-бекар, как в гармоническом миноре, а почти следом — ми-бемоль, как в натуральном. Создаётся очень неустойчивая интонация. Прислушайтесь к интонации настоящего плача. Она всегда неустойчива, всегда как бы ползает вокруг одних и тех же звуков.

Обратим внимание на регистр основной мелодии. Эта мелодия находится на условной «границе» верхнего и среднего регистров. Её можно спеть человеческим голосом, но сложно, потому что высоковато. А плачущий голос часто находится в напряжении, в верхнем пределе своего диапазона.

  • Диапазон — звуковой объём, «размер» какого-либо голоса или инструмента.

Наиболее любознательным и пытливым предлагаю подумать самостоятельно: где находится кульминация первой мелодической фразы и почему она именно здесь?

Вся пьеса исполняется штрихом legato. Это естественно для плача. Есть даже теория, которая утверждает, что певческое legato происходит от плача (а певческое staccato — от смеха). Родство пения и плача Слонимский подчёркивает и обозначением cantabile (кантáбиле), то есть «напевно».

Давайте определим склад этой пьесы. Определили? Правильно, полифонический. Есть такое выражение: «лить слёзы в три ручья». Наша Принцесса льёт слёзы «в две мелодии». Можно было бы и в три, но эти пьесы написаны так, чтобы вам было легко их сыграть. А сыграть три полифонических голоса вам пока что трудновато (однако три голоса в этой сюите тоже встретятся).

И наконец, прислушаемся к ритму этой пьесы. Он очень изменчивый, всё время «расплывается» вокруг осовного размера, «размазывает» этот размер. Написать диктант в таком ритме очень трудно. Такой ритм можно назвать «капризным». Он хорошо передаёт особенности плача.

В короткой, но очень выразительной пьеске «Колдовство Ведьмы» мы видим эту злую старуху и слышим её колдовское бормотание. Почему злую? И почему старуху? Прислушаемся к созвучиям, которые образуют два голоса пьесы. В начале первого такта звучит малая септима ля–соль, а затем появляется тритон си–фа. Что такое септимы, тритоны, секунды? Это диссонансы. Вспомните, что такое диссонансы: это очень неприятные, колючие интервалы. Вслушайтесь, как злобно они звучат в этой пьесе. И ещё более устрашающими делает их низкий регистр этой музыки. Противный голос у этой старой ведьмы. Молодой ведьме композитор, наверно, дал бы приятный голос. Но это был бы сюжет из другой сказки.

А теперь послушаем её бормотание. Своё колдовское заклинание она бормочет скороговоркой (быстрый темп Allegro), сначала еле слышно (нюанс pp), но постепенно доходя до f. А в самом конце она, возможно, ударяет в какой-нибудь колдовской гонг. Слышите? Видите?

Догадайтесь, как композитор изобразил, что она бормочет именно заклинание, а не просто говорит что-нибудь. Подсказка: обратите внимание на ритм пьесы.

И вот колдовство подействовало: Принцесса разучилась плакать, о чём рассказывает третья часть сюиты (пьесы, из которых состоит сюита, обычно называют частями этой сюиты). Перед композитором стоит здесь интересная и непростая задача: создать музыкальный портрет, внешне очень похожий на нашу Принцессу-плаксу, но совсем другой по характеру.

Как это можно сделать? Помните, мы говорили о главных средствах выразительности, из которых складывается «лицо» произведения, и о дополнительных, ведающих разными «выражениями» этого «лица». Среди главных средств самое главное — мелодия. Сравним мелодии первой и третьей частей. Они очень похожи. Можно даже сказать, что это одна и та же мелодия, только немного изменённая в третьей части.

Какие изменения заметнее всего? Прежде всего, изменения лада и фактуры. Понятно, почему печальный минор обернулся весёлым, беззаботным мажором: ведь Принцесса теперь не плачет. И нет больше двух мелодий-ручьёв. В третьей части гомофонно-гармонический склад — мелодия с аккордовой поддержкой-аккомпанементом. Послушаем фактуру этого аккомпанемента. Аккорды левой руки разложены в ритме, напоминающем танец — вальс. Но в обычном вальсе — бас и два аккорда. А тут наоборот: аккорд и два баса. Причём басы не очень-то и «басовые»: все они в среднем регистре (первая октава). И получается немного механический вальс, который могла бы станцевать заводная кукла. А ведь заколдованная Принцесса и правда стала похожа на куклу.

Третья часть сюиты — это вариация на тему первой части.

  • Способ развития музыки, в котором одна и та же мелодия подвергается различным изменениям, называется вариациями. Основная мелодия в вариациях называется темой.
Тромбон

На главной площади столицы этого сказочного государства появляются придворные музыканты: сначала раздался зычный голос тромбона, теперь ему вторит пронзительная труба, и вот уже громкие звуки всего духового оркестра Гвардии Его Величества, сотрясая стены города, собирают народ: не проходите мимо, сейчас будет оглашён важный, очень-очень важный Приказ Короля!

Труба

Почему именно так можно представить себе оглашение этого приказа? Потому что всё это можно найти в четвёртой части сюиты. Сначала мы слышим один голос, звучащий в низком регистре. Громко, подчёркивая каждый звук (штрих marcato) исполняется мелодия в чётком маршевом ритме. Такая музыка хорошо звучит в исполнении медных духовых инструментов, а к этому семейству относятся труба, валторна, тромбон и туба. Самые яркие и мощные в этой семье — труба и тромбон. Для трубы начало пьесы слишком низко, а для тромбона — в самый раз.

Валторна

Вступление нового голоса, высокого и звонкого, лучше всего дать трубе. А когда вступают аккорды, то тут уже звучит весь духовой оркестр: наверху трубы, внизу тромбоны, которые могут быть усилены самым низким медным интрументом — тубой, а середину заполнят певучие валторны — инструменты «альтового» регистра.

Пятая часть сюиты, «Полька Белой Лошади», совсем маленькая и простенькая пьеска, её может сыграть и первоклассник. Но и в этой незатейливой музыке много своеобразных выразительных деталей.

Быстрый темп, чёткий танцевальный ритм характерны для всякой польки. Но и полька, и любой другой танец обычно имеют гомофонно-гармонический склад, в котором мелодия «плывёт» над ритмичным танцевальным аккомпанементом. А здесь от начала до конца выдержан аккордовый склад. Мелодия не «плывёт» над сопровождением, а «припечатывается» каждым аккордом. Это слегка утяжеляет музыку. И эта тяжесть подчёркивается штрихами: лёгкие точечки-staccato на восьмушках и тяжёлые чёрточки-portamento (разновидность marcato) на четвертях и половинках. Но не забудем, что это не просто полька, а лошадиная полька.

Однако музыка при этом написана в высоком, очень лёгком регистре. И поэтому есть в этой «лошадиной» музыке что-то «игрушечное», «ненастоящее». Но лошадь-то наша не простая, а волшебная. Послушайте, как звонко и переливчато цокают её серебряные копытца (выразительные форшлаги в мелодии).

Туба

Лошадь понеслась по дороге и ускакала далеко-далеко. Две строчки этой маленькой пьесы полностью повторяются. Но видите обозначение: f (при повторении p)? Повторение звучит тихо — как будто далеко. Здесь динамика передаёт ощущение пространства.

Вот сколько интересного можно обнаружить даже в такой, казалось бы, элементарной музыке.

Шестая часть, «Любовь Принцессы и Охотника», самая большая и значительная пьеса в этой сюите. Её можно назвать кульминацией всей сюиты. Помните, мы говорили о кульминации — высшей точке мелодии? Но такая высшая точка бывает не только в мелодии, но и в большом произведении с множеством мелодий, и в целой сюите из нескольких пьес. Кульминация — это не всегда самая высокая точка мелодии, но всегда это самое значительное музыкальное событие.

Любовь расколдовала Принцессу, вернула ей нормальное состояние. Поэтому её встреча с Охотником — самое важное событие в сказке. А значит, это должно стать самым важным событием и в музыке сюиты.

До сих пор нам встречались в сюите музыкальные портреты (первая, вторая и третья части) и музыкальные сценки-картинки (четвёртая и пятая части). Черты такой сценки имеет и шестая часть, её можно было бы назвать, например, «Сцена у ручья». Но музыка этой пьесы не только изображает героев сказки, но и выражает их чувства.

Уже в первых четырёх тактах слышится взволнованность. А ведь это ещё не мелодия, это вступление. Соберите каждую группу восьмушек в аккорды, как мы это делали в отрывке из сонаты Моцарта. Послушайте, как красиво и выразительно звучит в получившихся аккордах диссонанс — малая секунда.

Пример 70

Очень выразительны и паузы между этими «всплесками». В них слышится прерывистое, взволнованное дыхание Принцессы, охваченной новым, неожиданным и прекрасным чувством. Но в этой переливающейся фактуре можно услышать не только взволнованное чувство, но и журчание ручья, у которого происходит знакомство наших героев. И, как часто бывает в лирической поэзии, образы природы сливаются с чувствами героев. И ручей тоже «заодно» с нашими влюблёнными.

Наконец, вступает и основная мелодия. Чувство ещё неясно, ему ещё нет имени, поэтому такой призрачно-высокий регистр у этой мелодии. Но всё равно чувство очень сильное и яркое: forte. Обратите внимание на выразительные интервальные скачки в серединах фраз. Они подчёркивают волнение.

  • Скачок — ход мелодии на широкий интервал. Скачки часто придают мелодии беспокойный характер, в отличие от плавного и спокойного поступенного движения (движения по соседним ступеням лада).

Второе предложение повторяет те же мелодические фразы (с другим продолжением), но теперь они звучат в среднем регистре. И не так громко (итальянское meno очень похоже на русское «меньше», «менее» и то же самое означает). Первое потрясение улеглось, чувство становится тихим, ровным и светлым. Но самое первое переживание было настолько сильно, что оно возвращается в памяти вновь и вновь (повторение всей пьесы, начиная с аккордов вступления). Волнение выдаёт и быстрый темп пьесы. Эта музыка выразительно звучит и в более медленном темпе, но тогда исчезает взволнованность, острота переживания.

Вслушайтесь, каким трепетным чувством наполнена гармония самых последних аккордов пьесы, её завершения (каданса).

Пример 71 

И наконец, последняя, седьмая часть сюиты, её финал — «Принцесса плачет».

  • Финалом называют последнюю часть многочастного произведения — сюиты, сонаты, симфонии. Финалом также называют заключительную сцену оперы или балета.

Перед нами ещё одна вариация на тему первой пьесы. И конечно, эта вариация гораздо больше похожа на первую часть: ведь Принцесса снова плачет. Но плачет она уже по-другому, и эти изменения отражены в музыке. Например, появился тот самый третий голос. И добавился заключительный раздел — кода.

Вы уже много узнали о предыдущих пьесах, стали большими и умными. Попробуйте сами рассказать об этой части и объяснить характер всех её изменений по сравнению с первой пьесой.

Вы подошли к новой ступеньке наших знаний. Теперь уже недостаточно простого ответа, что такое лад, регистр или темп, какие бывают штрихи или склады. Теперь, опираясь на эти полученные знания, нужно попробовать рассказать о музыке, о её характере, о её образах. Но не просто рассказать об этом, а ещё и пояснить, какие средства выразительности композитор для этого использовал.

В нашем традиционном вопроснике все вопросы двойные. Сначала основные — о характере музыки. Вопросы в скобках дают подсказку, на что надо обратить внимание при ответе на основные вопросы.


итак, что же вы узнали?

  • О чём рассказывает первая часть? (Как музыка изображает плачущую Принцессу — какой лад, какие регистры использованы в первой пьесе? Какой штрих преобладает? В каком складе написана эта пьеса? Можно ли ритм основной мелодии назвать «капризным»?)
  • Почему можно предположить, что Ведьма старая и страшная? И как она колдует? (О чём говорят темп, регистр, штрихи? Как выстроена динамика, и почему? Есть ли в пьесе мелодия?)
  • Почему мы слышим в третьей пьесе, что Принцесса разучилась плакать? Но почему мы всё-таки узнаём, что это Принцесса, а не какая-то другая девочка? (Сравните с первой пьесой мелодию, лад, фактуру. Что сохранилось и что изменилось? И как изменилось? Как называется такой способ изменения уже знакомой музыки?)
  • Почему приказ Короля услышала вся страна? (Каким тембрам подражает композитор в этой фортепианной пьесе? Какую динамику и какие штрихи он использует для этого подражания? Каковы особенности ритма и темпа?)
  • Почему польку танцует именно Лошадь? Почему понятно, что эта Лошадь — волшебная? Почему мы слышим, что она удаляется? (О чём говорят штрихи, регистр, склад, динамика?)
  • Принцесса и Охотник познакомились у ручья. Какими средствами рассказывает об этом музыка? И какими средствами выражены в музыке их чувства? (О чём говорят мелодия, фактура, темп?)
  • Последняя пьеса очень похожа на первую, но есть отличия в динамике, фактуре. А в конце добавлен небольшой заключительный раздел — кода. Попробуйте объяснить эти различия. А в каком ладу заканчивается пьеса и почему?