Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 023791 

ТЕМА ВТОРАЯ
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

7. Три республики с открытыми границами

Поблуждайте по всей клавиатуре фортепиано. Послушайте, как самые низкие звуки отличаются от самых высоких. Когда вы только начинали знакомиться с инструментом, наверно, вам говорили, что внизу «медведь в берлоге лежит», а наверху «птички поют». Но мелодичнее всего звучат те клавиши, которые находятся в середине. Они чаще всего используются в музыке. И не потому, что их удобнее достать, а потому, что они богаче других по музыкальной выразительности. Но если нужно, например, изобразить грозу, то как же нам обойтись без грома в басах и сверкающих зигзагов молний в «птичьем» регистре?

Вот я случайно и выболтал наше новое слово — регистр.

Вы уже, наверно, и до этого слышали, что существуют три регистра — верхний, средний и нижний. Но давайте точно определим, что такое регистры, где их границы, а главное — какова их роль в системе музыкально-выразительных средств. То есть, попросту говоря, что они могут выразить, кроме грозы, о которой я уже упомянул.

Давайте сочиним определение. Регистр — это такая звуковая область… Не очень понятно. Регистр — это часть клавиатуры… Но музыка звучит не только на фортепианных клавишах. Что представляет собой клавиатура фортепиано? Ряд звуков. А если короче — звукоряд. Значит, регистр — это часть звукоряда. Это правильно, но это ничего не говорит нам о самих регистрах — об их характере, особенностях.

Да, мало мы ещё знаем о регистрах. Вот, например, средний регистр. Это как раз тот регистр, в котором мы поём и говорим. А поскольку человек — существо общительное, то наше ухо лучше всего настроено на «разговорную» волну. А кроме того, знаете вы об этом или нет, мы слушаем музыку не только ушами, но и голосовыми связками. Когда мы слушаем мелодию, наши связки беззвучно её пропевают, хотим мы этого или нет. Поэтому, когда у певца заболевают связки, ему не разрешают не только петь самому, но и слушать других певцов.

Отсюда напрашивается вывод: тот, кто лучше и чище поёт, лучше слышит музыку и получает от неё больше удовольствия. Не случайно уже известный вам Роберт Шуман писал в своих «Правилах для юных музыкантов»: «Пой усердно в хоре».

Средний регистр — самый «родной» для нас, самый привычный. И когда мы слушаем музыку, написанную в этом регистре, то обращаем внимание не на сам регистр, а на другие подробности — мелодию, гармонию и прочие выразительные детали.

А нижний и верхний регистры резко выделяются своей особой регистровой выразительностью.

Нижний регистр напоминает «увеличительное стекло». Он делает музыкальные образы крупнее, важнее, значительнее. Он и напугать может. И сказать: «тсс, это тайна».

Загадочно, необычно начинается пьеса Грига «В пещере горного короля»:

Пример 50 

А вот пугающая тема грозного царя Шахриара из симфонической сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада»:

Пример 51 

Послушайте, как задумчиво и скорбно звучит простая мажорная тема второй части Четвёртой фортепианной сонаты Бетховена из-за того, что он помещает её в нижний регистр:

Пример 52 

Largo

Конечно, тут дело не только в регистре, но и в медленном темпе, аккордовом складе, прерывистом, как бы «рваном» ритме. Но регистр имеет здесь большое значение, и это очень хорошо слышно.

А верхний регистр, наоборот, как бы «уменьшает» то, что в нём звучит. В «Детском альбоме» Чайковского есть Марш деревянных солдатиков. Всё в нём как в настоящем военном марше, но маленькое, «игрушечное». Потому что вся фактура смещена вверх:

Пример 53 

Верхний регистр способен и к трагедии. У итальянского композитора Джузеппе Верди есть очень красивая и печальная опера «Травиата». Её молодая героиня в последнем действии умирает. Чтобы подчеркнуть юность и хрупкость героини, Верди поместил её трагическую тему в верхний регистр (в оркестре её играют скрипки):

Пример 54 

Adagio

Большую выразительную роль в этом примере играет и гармония. Послушайте, как во второй фразе «рыдающие» неустойчивые аккорды скорбно «сползают» вниз.

Познакомившись с этими отрывками, такими разными, мы можем услышать, что во всех примерах на один регистр есть что-то неуловимо общее. Особая регистровая краска. И теперь мы можем сказать, что

  • регистр — это часть звукоряда, имеющая определённую звуковую краску. Выделяют три регистра: верхний, средний и нижний.

Итак, три регистра — три «республики» в составе музыкального «государства». Теперь неплохо бы выяснить, где кончается одна «республика» и начинается другая. Для этого обратимся к новым примерам из музыки и собственным ушам.

Как, по-вашему, в каком регистре звучит мелодия песни Марфы из оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина»?

Пример 55 

Ну конечно же, в среднем. Тем более, что это песня, которую поёт певица. А теперь сравним её с верхним голосом (мелодией) нашего бетховенского примера, который звучит в нижнем регистре. Мелодия Бетховена начинается в той же первой октаве. Но наши уши говорят, что это нижний регистр. А в «Марше деревянных солдатиков» тоже есть ноты, которые встречаются в песне Марфы. А уши тянут вверх. Как же быть?

Выходит, нельзя сказать, что вот эта нота принадлежит нижнему регистру, а вон та — верхнему? Или среднему? Это не совсем так. Все звуки, например, четвёртой или пятой октавы, конечно же, относятся к верхнему и только верхнему регистру. А звуки, предположим, контроктавы — это, безусловно, нижний регистр. Но «пограничных» звуков между регистрами нет. Например, до первой октавы может быть и средним, и нижним регистром — в зависимости от того, куда «тянут» окружающие звуки. Точно так же, как её можно записать и в скрипичном, и в басовом ключе. Значит,

  • между регистрами нет чётких границ, они плавно переходят друг в друга.

«Границы» наших «республик» оказались «открытыми».

До сих пор я специально подбирал примеры, написанные в одном регистре. Но такой музыки немного. А часто композиторы используют сразу все регистры. Как, например, Григ в фортепианной пьесе Ноктюрн. «Ноктюрн» означает «ночной». В Норвегии, на родине Грига, летом такие же белые ночи, как и в Петербурге. Музыка Ноктюрна Грига красочна и живописна. Регистровые краски играют важную роль в этой звуковой «живописи». Послушайте, как одна интонация в нижнем регистре в конце отрывка (её играет правая рука) «растворяет» пение птиц в сумерках прохладной белой ночи:

Пример 56 

Andante

Обратите также внимание на единственную гармонию, мягко диссонирующую, загадочную, пульсирующую в левой руке. Она заставляет «вслушиваться в тишину». Здесь гармонические, фактурные и регистровые краски очень тесно переплелись между собой для создания тонкой звуковой «живописи».

...продолжаем заполнять табличку...

Основные

Дополнительные

Особое

Мелодия
Ритм
Лад
Гармония
Фактура
Регистр
Темп
Штрихи
Динамика
Тембр

итак, что же вы узнали?

  • Что такое регистр, какие бывают регистры?
  • Расскажите об особенностях каждого регистра.
  • Попробуйте подробно рассказать обо всех выразительных средствах в примерах из Четвёртой сонаты Бетховена и «Ноктюрна» Грига.
  • Выберите наиболее интересный для вас отрывок из любой пьесы по специальности и попробуйте точно так же рассказать о нём.