Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 016358 

ТЕМА ПЕРВАЯ
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА МУЗЫКА

2. Что такое интонация

Давайте внимательно прислушаемся к любому разговору. Мы заметим, что наша речь никогда не звучит на одной ноте, а всё время повышается или понижается в зависимости от выражения. Изменяется интонация речи.

  • Речевая интонация — это выразительное повышение или понижение голоса в разговоре.

Некоторые интонации можно выразить письменно. Чем, например, заканчивается каждое предложение? Точкой? А ещё? Ну-ка перечитайте эту строчку. В ней целых три вопросительных знака! А вот и восклицательный появился.

Вот мы и обнаружили три вида речевой интонации.

  1. Утвердительная, или повествовательная. Это обычная, спокойная интонация, которая на письме обозначается точкой.
  2. Вопросительная.
  3. Восклицательная.

Драматург написал пьесу. Её поставили в театре. И каждую роль поручили двум актёрам, чтобы они играли в спектаклях по очереди: сегодня одни, завтра другие. Что получается? Одну и ту же роль, одни и те же написанные слова каждый актёр произносит по-разному, с разными интонациями, с разными «речевыми мелодиями». Потому что речевую интонацию можно записать лишь приблизительно, её нельзя точно измерить.

Композитор написал оперу. Её тоже поставили, и тоже с двойным составом певцов. Конечно, разные певцы тоже споют одну и ту же партию немножко по-разному. Но интонации, мелодии будут одними и теми же. Теми, какими написал их композитор.

В пьесе актёры пользуются речевыми интонациями. В опере певцы используют интонации музыкальные.

Когда мы поём, наш голос тоже повышается и понижается. Но не просто так. В пении мы используем гармонические звуки. И мы уже знаем, что у этих звуков есть определённая высота. И главное отличие музыкальной интонации от речевой в том, что её можно измерить. Но, конечно, не в метрах и не в килограммах. А в чём? Вспомните секунды, терции, кварты. Что это такое? Интервалы, правда? Так вот ими-то и можно измерить музыкальную интонацию.

  • Интервал — это расстояние между двумя звуками разной высоты. Интервалами можно измерить музыкальную интонацию.

Вспомните, что на сольфеджио и на хоре вас просят следить за чистотой интонации. Можно сказать, что чистая интонация — это хорошо и правильно измеренная интонация.

А теперь давайте сочиним определение музыкальной интонации, учитывая всё, что мы о ней узнали.

  • Музыкальная интонация — это выразительный переход от одного гармонического звука к другому.

Выдающийся русский музыкальный учёный и композитор Борис Владимирович Асафьев написал большую серьёзную книгу для очень образованных музыкантов, книгу о сложнейших музыкальных законах. И назвал он эту книгу «Об интонации». Потому что интонация — это основа всех музыкальных законов, это самое главное, с чего начинается музыка. Пока отдельные звуки не сложились в слова, языка ещё нет. Пока звуки не сложились в музыкальные интонации, нет музыки.


итак, что же вы узнали?

  • Что такое речевая интонация, какие виды речевой интонации вы знаете?
  • Придумайте примеры на каждый вид речевой интонации
  • Что такое музыкальная интонация, в чём её главное отличие от интонации речевой?
  • Что такое интервалы и какое отношение они имеют к интонации?