Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 015536 

ТЕМА ПЕРВАЯ
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА МУЗЫКА

1. О звуках

В этой главе мы проделаем несколько маленьких экспериментов с разными звуками.

Что мы знаем о звуках? Знаем, что они бывают высокие и низкие, длинные и короткие. Много можно к этому добавить (например, тихие и громкие, приятные и неприятные), но самое главное мы уже вспомнили. И можем назвать основные признаки, по которым звуки отличаются друг от друга. Как назвать одним словом признак, по которому мы различаем высокие и низкие звуки? Конечно, высота. А как мы отличаем длинные звуки от коротких? Разумеется, по их длительности. На этих двух основных признаках основано нотное письмо. Скажем, ре и ля отличаются по высоте, а четверть и восьмушка — по длительности. Давайте с самого начала хорошо запомним:

  • Все звуки отличаются друг от друга по двум основным признакам — высоте и длительности.

Высота есть у любого звука. Но всегда ли её можно точно определить?

Эксперимент первый. Постучите чем-нибудь по столу. Послушайте этот звук и попробуйте определить его высоту. Что это — до? фа? А может быть, си-бемоль?..

Ну как, нашли чёрную кошку в тёмной комнате? Бросьте, её там нет. Что и требовалось доказать. Точно определить высоту этого звука невозможно. Потому что он не имеет определённой высоты.

  • Звуки, не имеющие определённой высоты, мы называем шумовыми звуками.

Из них состоит любой шум. Например, шум дождя. Или шум машин. Прислушайтесь к завываниям ветра. Это тоже шум. Но иногда в этом шуме вдруг выделится какая-то щемящая нота, начнёт раскачиваться вверх-вниз. Это можно пропеть. Говорят ведь — песня ветра. У великого русского поэта Александра Александровича Блока есть целая книга стихотворений, которая так и называется: «О чём поёт ветер».

У этих звуков, которые выделяются из шума ветра, есть определённая высота, как и у каждой клавиши фортепиано. Нажмите одновременно несколько клавиш (три-четыре), только лучше не рядом, а на некотором расстоянии друг от друга. Послушайте. А потом нажмите и послушайте несколько других клавиш. Вы услышали два разных аккорда.

  • Аккорд — это одновременное сочетание трёх и более звуков.

Чередование разных аккордов образует гармонию. Гармонию можно построить только из звуков, у которых есть определённая высота. Поэтому назовём эти звуки гармоническими.

  • Гармонические звуки — это звуки, имеющие определённую высоту.

С глубокой древности люди пытались разгадать и объяснить особую красоту гармонических звуков. Первым приблизился к разгадке этой тайны древнегреческий учёный Пифагор. А было это (подумать страшно!) в VI веке до нашей эры.

Уже давно люди знают, что у каждого из таких звуков есть особые гармонические призвуки — обертоны. Проделайте такой эксперимент — уже не шуточный, а вполне научный:

Беззвучно нажмите клавишу фа малой октавы (ту самую, которая записывается между двумя точками басового ключа) Удерживая эту клавишу, громко и отрывисто стукните по клавише до этой же октавы, квартой ниже (клавишу фа держите и не отпускайте!). Теперь слушаем, что звучит.

А звучит нота до второй октавы, до которой мы и не дотрагивались! Это и есть один из обертонов, «спрятанных» в нижних звуках.

  • Обертоны — это гармонические призвуки, входящие в состав гармонических звуков.

Обертоны гораздо слабее основного звука (правильнее сказать — «основного тона») и поэтому почти не слышны. Но их можно математически вычислить. Первым, кто открыл в звуках математические законы, был Пифагор, о котором мы только что упоминали. Пмфагор был не только великим философом и математиком, но и самым первым музыкальным учёным.

В дальнейшем у нас будет несколько поводов вернуться к загадке обертонов. И со временем мы кое-что об этом узнаем. Но не бойтесь: заниматься математикой мы не будем.

Иногда гармонические звуки называют музыкальными (в отличие от шумовых). Но это не совсем точно. И сейчас мы это поймём в следующем — и последнем — эксперименте. Постучите снова по столу, но не как попало, а в определённом ритме. Например,

Смысл этого эксперимента в том, что из шумовых звуков мы всё-таки сделали музыку. У нас получилась музыкальная фраза, которую можно сыграть на барабане или на другом ударном музыкальном инструменте. Итак, мы доказали, что шумовые звуки тоже могут быть музыкальными. Потому что им можно придать определённые длительности и заставить их играть музыкальный ритм.

Вообще все звуки, которые существуют в природе, могут стать музыкальными. Фантазия композиторов безгранична, как безгранична сама музыка.


итак, что же вы узнали?

  • По каким основным признакам мы отличаем звуки друг от друга?
  • Приведите примеры шумовых звуков и назовите их особенность.
  • Что такое аккорд и из каких звуков он состоит?
  • Что такое гармонические звуки и можно ли их расслышать в каком-нибудь шуме?
  • Что такое обертоны, почему их трудно услышать и как их можно найти?
  • <Кто такой Пифагор, когда и где он жил и чем он известен?
  • Могут ли шумовые звуки стать музыкальными, существуют ли для них специальные музыкальные инструменты?