Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 010099 

ВВЕДЕНИЕ

Что такое музыкальная литература

Что такое музыкальная литература?

Что такое литература? Это книги, написанные писателями. И не только писателями. К литературе относятся, например, народные сказки, записанные и обработанные собирателями народного творчества.

Наша литература — музыкальная. Что такое музыкальные книги? Это ноты. Но читать ноты, как книги, могут немногие опытные музыканты. А музыку, которая в этих нотах написана, слушают и любят почти все. Так вот:

  • Музыкальная литература — это наука о музыке.

Как? Ещё одна? А специальность? А сольфеджио?

На сольфеджио вы изучаете ноты, интервалы, тональности. Это ваша музыкальная грамота. А ещё и тренироака слуха. Ведь всё это надо не только выучить, но и уметь услышать. А на специальности вы осваиваете музыкальное исполнительство: учитесь правильно и ловко прикасаться к своему инструменту, чтобы красиво и выразительно играть, исполнять музыку.

А что значит красиво и выразительно? Вот на этот вопрос и отвечает музыкальная литература. Сегодня и мы приступаем к поискам ответа. И для этого начнём учиться слушать музыку.

— А разве нужно учиться слушать музыку? — возможно, удивитесь вы. И будете по-своему правы. Однажды знаменитый норвежский скрипач XIX века Уле Булль в результате кораблекрушения попал на остров, населённый дикими племенами. И дикари были зачарованы скрипкой великого артиста, хотя раньше никогда не слышали европейской музыки. А уже в XX веке французский путешественник и учёный Ален Геербран взял пластинки с музыкой Моцарта в путешествие к индейцам племени макиритаре, живущим в джунглях Амазонки и оторванным от остального мира. Эффект был поразительный, Геербран даже снял об этом фильм.

WWW

Все ссылки на имена ведут в словарик. Если ссылка бледно-розовая, значит, статья ещё не готова.

Как будто бы эти примеры говорят о том, что музыку можно почувствовать и без специальной подготовки. Но давайте представим, что мы слушаем красивое стихотворение на французском или английском языке, которого мы не знаем. Мы, вероятно, сможем почувствовать красоту стиха, мы даже сможем догадаться о его настроении. Но мы не поймём, о чём идёт речь, потому что не знаем языка.

А у музыки тоже существует свой, музыкальный язык. Но этот язык особенный. В нём нет слов, есть только звуки. Но это волшебные звуки, которые могут заставить смеяться и плакать, а могут даже рассказать целую историю.

Кое-что вы уже знаете. Про мажор и минор, например. Знаете, что весёлая музыка чаще бывает в мажоре, а грустная — в миноре. А медленная музыка отличается от быстрой — чем? Ну конечно же, темпом. А бывает грустная музыка в мажоре, а весёлая в миноре? Оказывается, бывает. Потому что характер музыки зависит не только от лада (а мажор и минор — это лады), но и от многих других вещей, которые называют средствами музыкальной выразительности. Они-то и составляют основу музыкального языка.


итак, что же вы узнали?

  • Что такое музыкальная литература и какие есть ещё музыкальные науки?
  • Что узнали Уле Булль и Ален Геербран?
  • Что может музыкальный язык?
  • Что такое мажор и минор?