Моя страница  •  Музыкальная гостиная  •  Лицей  •  Мастерская Самоделкина  •  Полезное  •  Гостевая книга   

Все учебники >>

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

© Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2002–2008
© А. А. Фролов, 2002, часть I
© А. А. Фролов, 2005, часть II


 019358 

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Официально музыкальная литература в большинстве ДМШ начинается с 4 класса, но в 3 классе вводится предмет, выполняющий функцию введения в музыкальную литературу. В одних школах это «Слушание музыки», в других — «Народное творчество», а в школе, где преподавал я, такого разделения не было, и с 3 класса предмет назывался «Музыкальной литературой». Это мне кажется наиболее правильным.

Почему?

Дело не в названии, дело в преемственности. Как правило, в 3 классе почти не оперируют специальными музыкальными терминами, а в 4-м — бегом проносятся по средствам выразительности, и в результате пяти-семиклассники выдают такие перлы, как «двухголосная мелодия» или «быстрый ритм» (последнее я слышал и от виолончелиста-профессионала). Основы грамотного музыкального мышления должны осваиваться постепенно, ненавязчиво, без суеты. Терминологический аппарат не должен быть некой «необязательной надстройкой» (как чаще всего и происходит). Не должно быть разделения на «эмоциональную» и «теоретическую» части. Музыка — это язык, который нужно познавать с самого начала.

Первый урок я обычно начинал с того, что декламировал стихотворение на английском языке и задавал наводящие вопросы (проза или стихи, какое настроение и т.п.). Потом обращал внимание на то, что без знания языка многое угадали правильно. И проводил аналогию: вот так и с музыкой. Мы её в общем чувствуем, понимаем. Но наша задача — овладеть её языком, чтобы чувствовать ещё больше, понимать ещё лучше.

В изданной версии название «Секреты музыкального языка» вынесено в подзаголовок. Однако изначально это главное название книги, отражающее её основную целевую установку — познание и осмысление музыкальной выразительности через ее средства, что я и восстанавливаю в интернет-версии.

Музыка — искусство выразительного звука, и любой выразительный звук может стать музыкой. Поэтому я отказываюсь от традиционного наименования звуков определенной высоты «музыкальными звуками» (барабан тоже музыкальный инструмент!) и ввожу для них свой термин «гармонические звуки».

Вслед за понятием звуков дается понятие интонации, знакомство с мотивами, фразами, периодом (исключительно на мелодическом материале). Учимся сочинять мелодии в форме периода — связно «разговаривать на музыкальном языке».

Тема «Средства музыкальной выразительности» — фундамент всего курса, она предполагает подробное изучение. Я ввожу условное разделение средств на основные (мелодия, гармония, лад, ритм — базовые средства, основа музыкальной композиции), дополнительные (темп, штрихи, динамика, регтстр, фактура — основа исполнительства, интерпретации, обработки) и особое (тембр — так сказать, «природное» свойство звука). Новой для практики ДМШ является глава о музыкальных складах. Хотя эта тема может показаться слишком «теоретичной», она легко и с удовольствием усваивается детьми, и слышание музыкального склада заметно обогащает восприятие музыки в средних и старших классах.

В теме «Жанры, связанные с движением», марши и танцы рассматриваются в историческом развитии и внутрижанровом разнообразии. Главная мысль этого раздела — опора музыкальной образности на жанровую основу. Большое значение приобретает понятие жанровой фактурной формулы как образного средства музыкального языка. Отсюда и разрастание главы «Вальс», и отступление-экскурс в творчество Шопена — композитора, создавшего на основе тех же мазурок и вальсов уникальную образную систему. В конце темы — большая глава о джазе, попытка раскрыть основы джазового музыкального мышления, анализ джазовой трансформации классических музыкальных жанров.

Важным моментом является развитие координации между слуховыми, зрительными и исполнительскими навыками. Поэтому в учебнике много простейших нотных примеров, предполагающих элементарное использование инструмента в домашней подготовке. Есть задания на материале программы по специальности. В качестве иллюстраций используется много пьес, популярных в детском репертуаре. Главы о фактуре и музыкальных складах направлены еще и на то, чтобы дети учились «одним пальцем» извлекать главную мысль из «фактуристого» текста. Ряд отрывков странспонирован, чтобы примеры не превышали 4 знаков в ключе. В электронной версии примеры озвучены.

В пособии много определений, которые предлагается не столько заучивать (хотя и без этого нельзя), сколько раскрывать и даже выводить самим. Вопросы в конце глав призваны помочь осмыслить и логически выстроить полученные знания. На это же направлены и большие блоки контрольных вопросов по темам.

Я стараюсь задать учебнику тон беседы, продолжения общения за пределами учебных часов.

Преподавателям стоит начать знакомство с учебником с вопросов, помещенных в конце глав. Их тип прояснит некоторые методические установки учебника. Но вообще я предостерегаю от отношения к этой книге как к догме. И преподавание, и изучение должно быть творческим.

К пособию