[an error occurred while processing this directive] 
 

13. Многоголосие

Многоголосие реализуется в FINALE тремя способами, выбор способа зависит от вида многоголосия.
Выделим три вида.
1. Полифония — все голоса имеют своё направление штилей.
2. Гетерофония — отдельный обособленный мотив при общей направленности штилей в одну сторону, например:
3. Гармония — аккордовые столбы со штилями в разные стороны.
В принципе все виды многоголосия могут быть набраны двумя способами: разделением голосов в одном слое и разделением слоёв, выбор диктуется удобством для данного контекста. Есть ещё способ, который можно назвать мнимым многоголосием, потому что программа в этом случае не расчленяет аккорд на автономные голоса или слои, которые можно отдельно редактировать, а просто механически разрывает штиль. Этот способ был рассмотрен в Уроке 4.

Слои (Layers)

Использование слоёв больше всего подходит для «строгого» многоголосия.
Программой предусмотрено 4 слоя (т.е. 4 самостоятельные мелодические линии на одном нотоносце), но в подавляющем большинстве случаев бывает достаточно двух.
Переключатель слоёв находится в левом нижнем углу окна:

! Shift+Э

Набираем верхний голос в первом слое, нижний — во втором. Штили автоматически перевернутся, паузы автоматически переместятся по вертикали.
Переключаться от слоя к слою можно также командой Shift+Э (привожу русское название клавиши для удобства, потому что в латинице это не буква, но помним, что раскладка должна быть латинская). Команда работает только в инструменте Speedy при установленной рамке. Переключение работает пошагово, проходя через все четыре слоя. Чтобы переключиться из 1-го во 2-й, достаточно нажать Shift+Э, а чтобы перейти обратно — Shift+Э+Э+Э.
ПРИМЕЧАНИЕ: Добавление штрихов из Articulation Tool работает только с нотами активного слоя. Для того, чтобы добавить, например, staccato к верхнему голосу, нужно включить 1-й слой, и наоборот.
Настройка слоёв
Автоматический переворот штилей и вертикальное смещение пауз (кстати, не всегда красивое) настроены по умолчанию только в 1-м и 2-м слоях. 3-й и 4-й слои по умолчанию ничего не переворачивают и не сдвигают. Но их можно настроить (кстати, 1-й и 2-й тоже).
Индивидуальная настройка слоёв делается через Options > Document Options > Layers. Мы с вами уже учёные и помним, что настройки Document Options работают только в данном файле, а не в программе вообще.
Не будем углубляться во все дебри (надо же что-то оставить и для «второго круга»), рассмотрим самое основное.
Верхний фрейм: Freeze Stems and Ties [Направить (дословно: «заморозить») штили и связующие лиги)].
ПРИМЕЧАНИЕ: По-английски лиги называются по-разному: связующие (лигующие) — ties, фразировочные — slurs. В программе FINALE они тоже делаются разными инструментами. Категорически не рекомендую использовать при создании лиг «чужой» инструмент (за исключением некоторых особых ситуаций, о которых речь пойдёт в «круге II»).
Есои снятьть верхнюю галку, штили будут выглядеть, как в обычном одноголосии, игнорируя другие голоса.
При включении опции настраиваются
а) направление штилей (Freeze Stems) - Up/Down [Вверх/Вниз];
б) направление связующих лиг (Freeze Ties in the Same Direction as Stems [«Заморозить» лиги в том же направлении, что и штили]).
Проиллюстрирую последнюю настройку на конкретном примере (все примеры на слои из I тома ХТК И. С. Баха):
 
с «заморозкой»
 
без «заморозки»
Из нижней группы рассмотрим одну наиболее важную опцию: Adjuct Floating Rests by ... Steps [Настроить смещение пауз на ... шагов].
По умолчанию для первого слоя задано 6, для второго - минус 6. Это иногда бывает многовато:
 
по умолчанию
 
как надо бы
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: Надо сказать, что нотопись — очень гибкая структура, с массой «нечёткой логики» и «нештатных ситуаций». Настройки «на все случаи жизни» практически невозможны, многое всё равно приходится править руками. Но иногда опыт подсказывает, что в каком-либо конкретном случае можно сделать глобальную подстроечку, чтобы меньше было возни с ручной работой.
Методом «тыка» можно выбрать другой шаг, поменьше. Но желательно чётное значение. Сейчас объясню, почему.
Вот как выглядят разные шаги смещения для четвертных и половинных пауз:
Присмотритесь к половинным паузам. На нечётных шагах они «прилипают» к нотным линейкам с обратной стороны, а их собственные добавочные повисают между линейками.
ПРИМЕЧАНИЕ: Четвертные тоже не должны прилипать к верхним линейкам — но это уже издательские тонкости.
Ещё один момент: добавочные линейки для пауз слишком короткие. Если вы настроили свою болванку по советам из Урока 9, то у вас этой проблемы не возникнет. Если нет — см. Урок 9.
Настройка по умолчанию и результат подстройки:
Подсветка слоёв
Вы уже, наверно, обратили внимание, что в настройках по умолчанию разные элементы раскрашены в разные цвета (это не отражается на печати). Такая раскраска бывает удобна для начинающих, но иногда мешает при особо тонкой вёрстке макета. Я в основном пользуюсь чёрно-белой настройкой, но иногда в «многослойных» нотах включаю цвет. Иногда можно забыть вовремя переключить слой, и цвет нот сразу сообщит об этом.
Отключить и включаить подсветку можно двумя способами (даже тремя).
Способ 1: через меню View.
В меню View выбираем Select Display Colors.
В открывшемся диалоге (слева вверху) ставим/снимаем галку Use Csore Colors.

! Alt+VDU

Способ 2: через меню Options > Program Options > Display Colors откроется тот же самый диалог.
Способ 3: собственно, это первый способ, но только через «горячие» клавиши: Alt+VDU.
ПРИМЕЧАНИЕ: Это настройка Program Options, она действует сразу во всех файлах и сохраняется при выходе из программы (если задана опция сохранения настроек).

Двухголосие в одном слое

При наборе нот в Speedy в левом верхнем углу рамки есть загадочное обозначение V1, которое расшифровывается как «Voice 1», т.е. «1-й голос».

! Э

Для переключения на V2 и обратно нужно нажать просто Э (без Shift).
Итак, по порядку: вы зашли в Speedy Tool  и установили рамку на такте, в котором надо набрать двухголосие.
Используем пример, приведённый в начале урока:
1., Установим Speedy-рамку и наберём 1-й голос.
ПРИМЕЧАНИЕ: «Первый» не обязательно означает верхний. V1 и V2 могут иметь штили как вверх, так и вниз.
СОВЕТ: «Первым» голосом лучше набирать наиболее крупные длительности.
2. Клавишей горизонтальной стрелки подведём бегунок к нужной ноте.
ВНИМАНИЕ! Чтобы добавленные ноты получились штилями вверх (а нота первого голоса — соответственно — перевернулась), нужно установить поперечную планку бегунка ВЫШЕ головки 1 голоса (на рисунке она уже стоит, как надо).
3. Установив бегунок в нужном месте, нажимаем клавишу Э. V1 в рамке сменится на V2.
4. Набираем нужные ноты.
О «мнимом многоголосии» см. Урок 4.