028947 
 

12. Стратегия набора. Оптимизация

Обсуждаемые вопросы

  • Подготовка параметров партитуры
  • Подготовка параметров страницы
  • Набор нотного текста
  • Оптимизация текста по горизонтали (количество тактов в системе)
  • Оптимизация по вертикали

Предварительные замечания

Многие наивно полагают, что самое главное — это набрать ноты. Возможно, это и так, если вам достаточен грязный черновик для внутреннего пользования. Но если вы хотите дать ноты музыкантам, отнести в издательство или выложить в интернете, то после набора нот начнётся долгая, тщательная и кропотливая работа по созданию макета.
Конечно, иногда это бывает довольно просто: например, в нотах для фортепиано, для голоса с фортепиано или любого «однострочного» инструмента. Но если это оркестровая партитура, где есть и эпизоды tutti, и прозрачные фрагменты, где звучит 3-4 инструмента, то работа предстоит очень муторная, если к тому же не учесть некоторых особенностей программы: одно невинное исправление может искорёжить полмакета, и всё придётся выправлять заново.
Чтобы предостеречь вас от лишней работы, которая может навсегда отбить охоту связываться с программой FINALE, я и пишу этот урок.
Набор оркестровой (и любой многострочной) партитуры включает 4 фазы.
1. Подготовка параметров партитуры (количество и расположение нотоносцев и групп, начальные ключи, если надо — карта ударных, полные и сокращённые названия нотоносцев и групп);
2. Подготовка параметров страницы (размер, поля и масштаб страницы);
3. Набор нотного текста;
4. Оптимизация текста по горизонтали (количество тактов в системе);
5. Оптимизация по вертикали: сюда входит удаление ненужных строк с паузами и растягивание/сжатие расстояний между строками и системами для красивого и удобного расположения на страницах.
Если два первых подготовительных пункта можно поменять местами, то следующие пункты настоятельно рекомендую выполнять именно в этой последовательности. Можно, конечно, делать блоками: сли во всей партитуре несколько десятков страниц, можно полностью сделать 5-10 страниц, а затем продолжить. Но внутри каждого блока последовательность действий должна сохраняться.
Если вы параллельно пишете (редактируете) и набираете текст, то советую переходить к макету только тогда, когда хотя бы часть текста уже доведена до кондиции. Хуже нет — вставлять пару тактов в уже готовую и «причёсанную» партитуру. Конечно, гарантировать избежание подобных ситуаций нельзя, но там, где это возможно, надо стараться их избегать.
Должен признаться, что мне самому не всегда хватает педантичности строго соблюдать эту очерёдность. Но я знаю, как работает программа, а следовательно — откуда и каких подвохов можно ждать. Как говорится, praemonitus, praemunitus: кто предупреждён, тот вооружён.
Итак:

Подготовка параметров партитуры

Прежде чем начать набор, тщательно проанализируйте, сколько строк понадобится в полной партитуре, есть ли двух-трёхстрочные divisi в партиях струнных, сколько ударных инструментов. Заготовьте сразу все-все строки, включая дополнительные (divisi или soli у струнных), для каждого ударного инструмента сделайте отдельную строку. Не дай Бог добавлять лишнюю строку в партитуру, когда уже свёрстана часть макета (с этой вёрсткой, возможно, придётся попрощаться).
Если это многочастная симфония, где есть различия в партитуре частей, можно делать каждую часть в отдельном файле. Я люблю делать все части в одном файле, чтобы избежать заморочек с нумерацией страниц. Но тогда необходимо заготовить в «скрольнике» систему, учитывающую особенности и инструменты всех частей.
Примечание: при смене транспонирующих инструментов (clarinetto in B/in A) не всегда целесообразно создавать для каждого из них отдельную строку, вид транспозиции можно поменять, используя Staff Styles.

Подготовка параметров страницы

Стандартный масштаб страницы для симфонической партитуры — обычно 60%. Потом, в процессе вёрстки, если возникнут сложности с размещением нескольких систем (к примеру, три не влезают, а две — слишком широко) можно уменьшать отдельные страницы в крайнем случае до 56%, но желательно — не меньше 58% (это для издания; в других случаях можно действовать смелее). Если на первой странице нужно вывести весь состав оркестра, то её масштаб допустимо определять методом «тыка».

Набор нотного текста

При вводе текста опцию Authomatic Music Spacing (меню Edit или кнопка  на панели инструментов Layout) желательно включить. Набирать текст лучше в Scroll View: во-первых, в этом режиме набор быстрее работает, а во-вторых, вид страничного режима может вызвать искушение сразу на ходу что-то поправить в раскладке и ранжире, а этого-то как раз делать не следует: при введении других строк партитуры может возникнуть необходимость вернуть всё обратно и согласовать по-новому. Пока вводите текст, не думайте о красоте страницы.
Примечание: темповые, динамические и прочие текстовые обозначения лучше вводить уже в Page View, потому что их расположение в Scroll View может отличаться от того, что будет на странице. Лиги, а также staccato и прочие элементы Articulation Tool можно (а иногда даже удобнее) вводить и в «скрольнике». Трели, октавные восьмёрки, если они охватывают несколько страниц, тоже приходится делать в Scroll View, но выравнивать — уже в Page View.
Советую переходить к макету, когда все штрихи и оттенки будут набраны, потому что от этого иногда зависит расстояние между строками, от которого, в свою очередь, зависит, сколько систем можно расположить на странице.
Вся работа, связанная с макетом, делается только в Page View.

Оптимизация текста по горизонтали

Горизонтальную оптимизацию необходимо сделать раньше вертикальной. Представьте себе систему с играющей флейтой, после которой у флейты долгая пауза. Вы уже убрали лишние строки, но вам показалось, что система с флейтой слишком тесная. Вы переносите последний такт в следующую систему — и конец партии флейты оказался «похороненным» в её оптимизации. Вы переоптимизировали систему, в итоге она не влезает на страницу. А кроме того, всё тщательное ручное вертикальное выравнивание строк сброшено (есть такая неприятная особенность у FINALE). В результате большой кусок работы пошёл насмарку. Поэтому сначала урегулируйте всю горизонталь.
Горизонтальная оптимизация делается в режиме «паровоза»  . Её можно делать двумя способами.

Способ первый

Допустим, в следующем примере вы хотите уплотнить первую систему на 1 такт.
Для этого надо:
а) щёлкнуть мышкой где-нибудь в первом такте второй системы (который вы собираетесь поднять вверх);
б) нажать на клавиатуре СТРЕЛКУ ВВЕРХ.
Если хотите поднять вверх два такта из следующей системы, то щёлкните по второму такту. Если, наоборот, нужно убрать в следующую систему лишние такты, то щёлкните мыщкой по первому из этих тактов и нажмите СТРЕЛКУ ВНИЗ.

! Ctrl+L
! Ctrl+U

Если вы принудительно меняете горизонтальную раскладку, то система автоматически закрепляется «замочком», фиксирующим заданное на ней количество тактов. Если не меняете — замочка нет. Здесь есть опасность: на другом компьютере автоматическая раскладка может поменяться. Чтобы этого не произошло, явно закрепите и те системы, которые устраивают вас по умолчанию. Для этого надо выделить любую часть системы в режиме «паровоза» и нажать CTRL+L (для снятия замка нажимается CTRL+U). L — Lock («запереть»), U — Unlock («отпереть»).
Примечание: для закрепления сразу всех систем нажмите в режиме «паровоза» CTRL+A (выделить всё), а затем — CTRL+L. Аналогично можно разблокировать сразу все системы.
Недостаток этого способа:
Если вы внимательно посмотрели иллюстрации, то заметили, что следующая система тоже запирается на замок. Для того, чтобы отрегулировать в ней количество тактов, нужно применить этот способ и к ней. И т.д., до конца файла.

Способ второй

В этом же режиме паровоза выделяем мышкой такты, которые хотим расположить в первой системе (не обязательно захватывать все такты целиком — достаточно выделить с середины первого до середины последнего):

! Ctrl+M

Теперь нажимаем CTRL+M — появится следующий диалог, в котором выберем Lock Selected Measures into One System («Закрепить выбранные такты в одной системе»):
OK.
Результат:
Как видите, по сравнению с первым методом есть небольшая разница: вторая система не закрепилась на замок, и программа добавила на освободившееся место следующие такты.
Обычно этот метод бывает предпочтительнее. Но если все дальнейшие системы нас устраивают и мы не хотим их разрушать, целесообразнее воспользоваться первым методом (хотя если мы загодя закрепим «удачные» системы замочками, то второй метод сработает аналогично первому).
В общем, я объяснил принцип действия. А что и когда выбирать — подскажет ваш личный опыт.

Оптимизация текста по вертикали

Вы, наверно, заметили, что кроме замочка справа от каждой системы стоит такой вот значок: 
Он появляется, когда системы уже оптимизированы. Что это такое — будем сейчас разбираться.
Возьмём такой учебный фрагмент: конец вступления и начало вокальной партии романса Чайковского «День ли царит»:
Замочки уже поставили. Теперь хотелось бы убрать в первой системе вокальную строчку с паузами. Для таких вещей существует метод оптимизации.
Заходим в Page Layout tool 
Появится много пунктирных рамочек: поля страницы и поля каждой системы. У всех полей есть управляющие хэндлы. Они служат как для перетаскивания границ, так и для вызова контекстного меню (правой кнопкой).
Поля страницы нам сейчас не нужны, перетаскивать что-либо тоже воздержимся. Щёлкнем правой кнопкой по хэндлу в левом верхнем углу первой системы. Появится контекстное меню, в котором выберем Optimize Staff Systems [Оптимизировать системы нотоносцев].
Выскочит диалог Staff System Optimization.
В нём написано довольно длинное пояснение (редкость в этой программе). Переведу его:
«Оптимизация убирает пустые нотоносцы в режиме „страничника” И/ИЛИ даёт возможность независимого (вертикального — А.Ф.) выравнивания каждого нотоносца в системе. „Пост-оптимизация” (т.е. выравнивание нотоносцев вручную — А.Ф.) доступна в инструменте Staff Tool».
Об особенностях вертикального выравнивания поговорим чуть ниже.
Далее идёт переключатель:
Optimize Staff System(s) [Оптимизировать систем/у(-ы) нотоносцев]
Remove Staff System Optimization [Убрать оптимизацию системы нотоносцев]
Кнопка Optimize Staff System(s) имеет настраиваемые опции:
Remove Empty Staves (Убрать пустые нотоносцы)
При отключении этой опции пустые нотоносцы не убираются, а оптимизация сводится только к возможности индивидуального вертикального выравнивания в каждой отдельной системе.
Ask Before Removing Staves [Спрашивать перед тем, как убирать]
Эту опцию лучше выключить. Иначе будет спрашивать разрешения для каждого пустого нотоносца (представьте себе, что у вас идёт соло флейты в огромной 30-строчной симфонической партитуре: вам будет сделано 29 запросов). Старенькая FINALE 3.5 всегда спрашивала. Как вспомню, так вздрогну.
Keep At Least One Staff [Оставить хотя бы один нотоносец]
Если все строчки пустые, то одна из них (верхняя) всё равно останется. При выключенной опции остается пустой пробел высотой примерно в нотоносец.
Опции нижней рамки определяют, сколько систем будет оптимизировано.
Change [Изменить]
Whole Document [Весь документ]
System [Системы от] (ввести номер начальной системы) Through [до] (ввести номер последней системы)
ПРИМЕЧАНИЕ: Если последнее поле оставить пустым, то оптимизируются системы от заданной в первом поле до конца файла.
Итак, настроим опции, как показано на рисунке — и жмём ОК.
Результат:
Мы оптимизировали только первую систему, чтобы на второй изучить несколько иной способ оптимизации.
Теперь снова вызовем контекстное меню, но уже отхэндла второй системы. И обратим внимание на следующий пункт:
Разрешить индивидуальное позиционирование нотоносцев.
Пока просто посмотрим на это меню и не будем ничего оптимизировать, а перейдём в Staff Tool  . Рассмотрим хэндлы, которые там появятся.
Хэндлы, стоящие у самых ключей, служат для перемещения нотоносцев по вертикали. В первой (оптимизированной) системе на каждом нотоносце по два таких хэндла: вверху и внизу. Во второй — только вверху.
Верхние хэндлы двигают нотную строчку сразу во всех системах. Нижние — только в данной системе.
Нижние хэндлы появляются только после оптимизации.
Команда Allow Individual Staff Spacing выполняет только эту функцию оптимизации, не убирая пустых строк. Это удобно, например, для фортепианных нот, где пустые строчки, как правило, не убираются.
Теперь, познакомившись и с этой возможностью, вернёмся в Page Layout tool и оптимизируем вторую систему (любым способом).
ПРИМЕЧАНИЕ: В инструменте Staff Tool можно задать тип оптимизации для отдельной группы в системе. Это удобно, например, для партии арфы в оркестровой партитуре, которая всегда (при любой оптимизации) пишется на двух строчках. Но об этом — в другом уроке.