МУЗЫКАЛЬНАЯ
ГОСТИНАЯ:

КОНТАКТЫ:



Александр Лазаревич Локшин (1920–1987)

Портрет работы Т. Апраксиной

К записям

Один из крупнейших русских композиторов ХХ века (что бесспорно для всех, понимающих хорошую музыку). Великий русский композитор (ИМХО). Шостакович считал его гением (я тоже — А.Ф.).

***

Родился в Бийске в семье счетовода Лазаря Захаровича Локшина и акушерки Марии Борисовны Короткиной. В 6 лет начал брать уроки фортепиано. В 1930 году семья Локшиных переехала в Новосибирск. Александр был принят в 12-ю образцовую школу, где учились особо одарённые дети. Параллельно учился в музыкальной школе у известного пианиста А.Ф.Штейна, бывшего профессора петербургской консерватории, высланного в Сибирь после революции.

В 1936 году приехал в Москву, был принят в музыкальное училище при консерватории на 2-й курс, а через полтора года был переведён на 2-й курс консерватории, в класс Н.Я.Мясковского.

Первой попыткой дипломной работы Локшина (1939) была вокально-симфоническая поэма «Цветы зла» на стихи Ш.Бодлера. Продирижировал этим сочинением Н.Аносов. За эту поэму Локшина лишили диплома и не допустили к сдаче экзаменов. Лишь в 1944 году Локшину позволили сдать экзамены и получить диплом (с отличием), благодаря ходатайству Н.Я.Мясковского. Также благодаря поддержке учителя, ещё в 1941 году, не имея диплома, Локшин был принят в Союз композиторов.

В 1941 году Локшин записался добровольцем в ополчение, но через неделю был комиссован в связи с открывшейся язвой желудка. Некоторое время композитор дежурил на крыше Московской консерватории по ночам, а затем уехал к родителям в Новосибирск.

В 1943 году в Новосибирск эвакуировался Ленинградский фи­лар­мо­ни­че­ский оркестр, главным дирижёром которого был Е.А.Мравинский. Под его управлением была впервые исполнена вокально-симфоническая поэма Локшина «Жди меня». Сочинение молодого композитора очень высоко оценил И.И.Соллертинский. Локшин вернулся в Москву, где новая поэма была исполнена под управлением всё того же Аносова. Поэму «Жди меня» зачли как дипломную работу композитора.

С 1945 года преподавал в московской консерватории инструментовку, чтение партитур, историю музыки. В июне 1948 года, в ходе кампании по «борьбе с космополитизмом» (а также за пропаганду среди студентов «идейно чуждой» музыки Малера, Берга, Стравинского, Шостаковича), Локшин был уволен. Известие о готовящемся увольнении застало его при выходе из больницы им.Склифосовского, где ему была сделана резекция желудка.

М.В.Юдина (считавшая Локшина гениальным) пыталась устроить безработного композитора в Гнесинский институт, где преподавала сама, но из этого ничего не получилось (как до этого ничего не вышло из попыток Мясковского).

С начала 50-х годов вёл жизнь «свободного художника», занимаясь исключительно сочинением музыки, иногда «подхалтуривая» киномузыкой и аранжировками.

Похоронен на Донском кладбище в Москве.

***

Жестокое время изощрённо испытывало и продолжает испытывать творчество Локшина на прочность.

Сначала композитор был обвинён в доносительстве; обвинения исходили от бывших узников ГУЛАГа, что придавало им кажущуюся убедительность. Однако личность композитора противоречит подобным обвинениям. Вот каким увидела Локшина художница Татьяна Апраксина (а художники чувствуют людей не хуже собак и кошек):

«С первого взгляда я угадала в Александре Лазаревиче вожделенный мной шедевр, откровенный, безусловный подлинник. Мне неизвестно, был ли он таким и раньше, как это случается иногда, когда человек сразу появляется на свет с кристальной душой (выделение моё — А.Ф.), или таким его сделал весь предшествовавший жизненный опыт. Это не имело значения. Передо мной был результат, который я приняла с абсолютным доверием».

По поводу обвинения она пишет:

«В сравнении с действительным образом композитора и его стоической судьбой вымысел о нём поражает надуманностью и почти оперной глумливой вычурностью. Здесь и порочность, и садизм, и демоническая власть, и бесовская музыка… Видно, в нём настолько не хватало мелких изъянов, дающих повод для вульгарного скандала, что пришлось изобрести маску маньяка и гения зла».

(Лично мне для подтверждения честности и порядочности этого человека достаточно его музыки. Такую музыку невозможно создать с грязными руками и нечистой совестью. Не получится, хоть ты тресни!)

Музыку Локшина отказывались исполнять и «просоветские», и «диссидентствующие» музыканты. И те, и другие — по разным, но чисто «идеологическим» соображениям. Едва ли не единственным исполнителем и пропагандистом его симфоний был замечательный дирижёр Рудольф Борисович Баршай (1924-2010).

После смерти композитора удалось доказать его невиновность — двадцать лет было потрачено на доказательство, «что он не верблюд». Однако нынешняя мода (а в «академической» музыке она тоже есть) не способствует популярности подобной музыки. Будем ждать…

***

Так что же это за музыка?

Хотя я убеждён, что музыку надо прежде всего слушать, а большинство «околомузыкальных» разговоров кажутся мне бесплодными и бессмысленными, всё же попробую передать какие-то впечатления и ощущения.

На уровне чисто слухового восприятия

Просто, совсем не «заумно», вроде бы очень знакомые интонации, но ни на что конкретно не похоже. Та вожделенная новизна, которая не ощетинивается непонятными, «несъедобными» звуковыми построениями.

То есть, конечно, в этой музыке встречаются и достаточно жёсткие, диссонантные эпизоды, но все они несут ясную смысловую и образную нагрузку, вполне понятны и закономерны, в кждой ноте есть внутренняя необходимость.

На уровне эмоционального восприятия

Музыка трагическая, но светлая.

Достаточно длинные и сложные по форме произведения слушаются на одном дыхании. Конечно, здесь имеет место и виртуозная композиторская техника. Но без внутрекннего огня, без той энергетической наполненности, которая не поддаётся никакому структурному анализу, такой органичной музыки не создать.

И ещё:

Такое сочетание конструктивной ясности и эмоциональной раскрепощённости доступно только великим художникам: у прочих преобладает либо то, либо другое.

***

Большинство произведений Локшина — вокальные. Но акценты смещены: вокальная партия скупа и речитативна, она несёт внемузыкальный, «супермузыкальный» смысл. Инструментальная партия отражает текст в сложной системе звуковых и эмоциональных «зеркал».

Локшин — мастер крупной формы. Симфонии, вокальные циклы, крупные инструментальные произведения. Проводя аналогию с литературой, музыку Локшина можно сравнить с романами. Эту музыку нельзя слушать «между делом», «фоном». Но при внимательном слушании она просветляет, очищает, лечит.

Локшин — великий композитор, и я уверен, что в недалёком будущем это поймут все.


Здесь можно послушать и скачать MP3. Значок  ведёт на страницу нотной библиотеки, где можно скачать ноты.


Симфония № 1 (Requiem) для хора и оркестра на канонический латинский текст (1959)

Национальный оркестр Франции, дирижёр Р. Баршай. Париж, 1992

   

Часть 1

Скачано 509

   

Часть 2

Скачано 392

   

Часть 3

Скачано 394

   

Часть 4

Скачано 375

   

Часть 5

Скачано 419

Симфония № 5 для баритона, арфы и струнного оркестра на стихи У. Шекспира (1969)

Исполнено в США. Дирижёр и солист неизвестны

Ноты в библиотеке  

Часть 1

Скачано 460

Ноты в библиотеке  

Часть 2

Скачано 448

Три стихотворения Фёдора Сологуба для сопрано и фортепиано (1983)

Раиса Левина (сопрано), Елена Кушнерова (фортепиано)

Ноты в библиотеке    

Скачано 321

 003850